Posted 18 июля 2018,, 12:24

Published 18 июля 2018,, 12:24

Modified 31 января, 20:10

Updated 31 января, 20:10

«Великие реки России»: Экспедиция по Волге прошла первые 1800 километров водного пути

18 июля 2018, 12:24

Экспедиция «Великие реки России» по Волге — совместный проект Русского океанографического сообщества и телеканала OCEAN-TV — стартовала в сентябре прошлого года. За это время съемочная группа преодолела 1800 километров по воде — больше половины маршрута. В конце августа команда рассчитывает дойти до Астрахани и выйти в Каспийское море.

Проект «Великие реки России» — полномасштабная многолетняя экспедиция, результатом которой станет медиапроект о культуре, истории, экономическом положении и состоянии экологии в регионах, расположенных в бассейнах крупнейших рек страны. Первый сезон авторы проекта решили посветить Волге.

По сути, это первая волжская экспедиция после многолетнего путешествия по Волге известного нижегородского фотографа Максима Дмитриева, которое длилось с 1898 по 1903 годы. Съемочная группа, также, как Дмитриев, начала свое путешествие у истока реки и планирует закончить его в Каспийском море. Результатом станет цикл документальных фильмов «Великие реки России. Волга» — о реке, о людях, которые некогда жили на Волге, и о тех, кто живет там сейчас.

«В музее мы видели камеру, на которую снимал Максим Дмитриев. Она весит 100 килограмм — без штатива. Представляете, сколько должен весить штатив? Все это оборудование Дмитриев возил с собой, тщательно выбирал ракурс, время суток для съемки. В результате, мы получили семь тысяч стеклянных негативов, с которыми русских фотограф объехал весь мир, — рассказал в пресс-центре „Росбалт-Москва“ сценарист и ведущий проекта Владимир Плешаков. — По сути, также, как Дмитриев, мы хотим показать Волгу такой, какая она есть сейчас».

«Проект запустили год назад. Идея заключалась в том, чтобы на собственном судне пройти основные реки России и сделать на этом мультимедийный проект», — рассказал Гендиректор телеканала OCEAN-TV Андрей Подколзин.

Путешествует команда на патрульном катере советской постройки — 1956 года. Это катер типа «Ярославец», который несколько лет простоял в затоне и не эксплуатировался. По сути, проект начался с ремонта судна, превращения его в современный экспедиционный катер.

До Селижаровского бейшлота экспедиция шла где-то пешком, где-то — на надувной лодке, на байдарке, на моторной лодке. «Волга не везде судоходная», — объяснил Подколзин. И уже от Твери в 2018 году съемочная группа путешествует на обновленном «Ярославце», который теперь называется — «Аксидиан». Экспедиция преодолела 1800 километров водного пути. Сейчас судно находится в Самаре.

«Когда мы затевали этот проект, никто не представлял себе, какой это будет объем информации. Когда мы обсуждали количество серий, в разговорах фигурировали цифры 10-12. Сейчас мы снимаем одиннадцатую серию, хотя дошли только до середины Волги. Объем, за который мы взялись, бесконечен. Волга не случайно первая в нашем списке. Это река, тесно вплетенная в русскую историю, культуру, мифологию. На ее берегах живет больше 30 млн человек. Мы тщательно изучаем маршрут, готовимся к съемкам, но когда оказываемся на месте, выясняется, что это только 10% того, о чем можно рассказать. Появляются люди, которые предлагают новые темы. Поэтому за кадром, конечно, останется очень много. Но, думаю, рамками документального сериала дело не ограничится», — отметил Плешаков.

В планах авторов проекта создать путеводитель по рекам: куда сходить, что посмотреть, кому звонить в экстренных ситуациях, где можно заправиться. «Одна из целей — способствовать популяризации водного туризма. Интересных объектов на Волге много. Если отправляться по ней в путешествие, за одно лето вы ее не пройдете. Но не все объекты в надлежащем состоянии», — отметил Плешаков.

Например, в Ярославле съемочная группа решила осмотреть достопримечательности с тысячерублевой купюры. И оказалось, что изображенный на обороте храм Иоанна Предтичи (Крестителя), который имеет высокое федеральное и культурное значение, находится в полуразрушенном состоянии. При этом, вместо того, чтобы восстановить архитектурный и исторический памятник, в городе растут новые храмы.

В то же время, силами энтузиастов в городах на Волге создаются новые точки притяжения. «В 90-е туристические теплоходы обходили маленький город Мышкин стороной. Сейчас останавливаются все, и туристы с радостью бегают по маленьким местным музейчикам, покупают сувениры. Вдохновленные этим опытом, люди в других гродах создают частные музеи. Так было в Рыбинске, где родились братья Шенк, которые уехали в Америку и создали Голливуд. Почти никто из местных даже не знает об этом, хотя на доме, где они родились, висит табличка. В то же время один из жителей основал музей Голливуда в Рыбинске. А в Космодемьянске, например, местный житель создал единственный в мире Дом мореного дуба. Все в нем посвящено дереву, которое пролежало на дне реки миллионы лет, и окаменело». — рассказал Плешаков.

Первые серии документального проекта уже можно найти в Сети. От Самары судно двинется в Волгоград, и после недельного перерыва отправится в Астрахань. «До конца августа мы надеемся дойти до Астрахани и выйти в Каспийское море», — отметил Подколзин. В следующем году команда собирается покорить Дон и перейти на северные реки.