Posted 2 сентября 2018,, 10:21

Published 2 сентября 2018,, 10:21

Modified 31 января, 20:37

Updated 31 января, 20:37

От гимнастерок до «классов возможностей»

2 сентября 2018, 10:21
Что нового предлагают профильные ведомства и депутаты в сфере школьного образования.

Целый ряд нововведений предлагался для российской школы на предстоящий учебный год. Значительная часть из них, правда, так или иначе отпала — возможно, временно.

Среди инициатив в области школьного образования выделяются проекты новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для начального, основного и полного среднего образования.

Осенью новое Министерство просвещения планирует развернуть широчайшее всенародное обсуждение ФГОСов в Госдуме и на всевозможных общественных площадках, с целью доработки этих базовых документов и их утверждения. Принятие стандартов задерживалось по разным причинам, в том числе, последний раз их отодвинула реорганизация Минобразования РФ с разделом его на два министерства.

Готовились они долго, с участием сотен авторов, и внедряться тоже станут постепенно. Что это даст всякому ученику и учителю — разговор не на один день. Одна тенденция более-менее ясна — к унификации программ и учебников.

Минувшей весной представитель авторского коллектива профессор МПГУ Сергей Зинин охарактеризовал ситуацию так: в современной России «государственные гарантии качества образования ослабли, единое образовательное пространство начало разрушаться». «Дети даже из соседних школ в Москве не могут совместить знания, потому что они учатся по совершенно разным программам, — подчеркнул профессор в интервью „Ленте.ру“. — Из-за этого им сложно адаптироваться в новой школе».

Выход из создавшегося положения профессор Зинин и многие его коллеги видят в следующем: «Новые ФГОСы узаконят содержание образования и сформулируют предметные результаты — чему должны научиться дети к окончанию основной школы».

Однако в педагогическом, да и в родительском сообществе имеется значительная оппозиция этой унификации, считающая разнообразие школ, возникшее в постсоветской атмосфере, величайшим богатством. И даже если переход из школы в школу и ставит ученика перед проблемами, не все готовы на этом основании требовать причесывания учебных заведений под одну гребенку. «Центростремительные», «унифицирующие» тенденции всех последних лет пугают многих российских интеллектуалов.

К тому же, в обществе не угасают идеи «новаторской» или, как теперь чаще говорят, «креативной» педагогики, предлагающей сделать, наконец, учебу интересной и перейти от вбивания в головы объемов знаний к обучению находить действительно нужные знания и ориентироваться в современном информационном обществе.

В недрах оппозиционного педагогического сообщества вызревали и альтернативные ФГОСы. «В течение последних 10 лет нами действительно был предложен новый ФГОС, который разработан в контексте вариативного развивающего смыслового образования, дающий детям свободу и возможности развития. Вместо этого Ольга Васильева пытается вернуть в школу репродуктивное учение, дрессуру и зубрежку, поддержанные просто предметными результатами», — высказал «Росбалту» мнение один из их авторов, заведующий кафедрой психологии личности МГУ Александр Асмолов.

«Эта борьба бушевала весь учебный год, пока в мае не было предложено президентом по подготовленному нами и поддержанному вице-премьером Ольгой Голодец варианту — отложить неадекватно подготовленный командой Васильевой ФГОС до следующего уровня разработки», — отметил Асмолов, добавив, что дело не в личности министра просвещения Васильевой. Корни конфликта несравнимо глубже.

Помимо этих вечных вопросов, которые для «публики» не всегда интересны и понятны, имеется «россыпь» инициатив, относительно мелких, но порой оживляющих картину. И здесь на первый план выходит идея ввести в стране единую школьную форму.

Не обошлось без эксцессов: так, народ слегка повеселил депутат Ленинградского областного заксобрания Владимир Петров, пожелавший учредить не просто единую школьную форму, но форму с элементами обмундирования Великой Отечественной войны. И для учителей в том числе.

По этому поводу уже раздалось много шуток — в частности, краткий анекдот: мол, одеть школьную массу в форму времен войны — причем, учеников — в советскую форму, а учителей — в немецкую.

Минпрос оперативно отреагировал на усердие не по разуму. «Я не думаю, что единая форма необходима сейчас, — заметила министр Ольга Васильева. — У нас каждая школа имеет свою форму. У нас практически не осталось школ, которые этой формы не имеют. Цветовая гамма достаточно умеренная, красивая. Что касается, ценовой политики, то форма не должна быть очень высокой по цене».

По мнению Александра Асмолова, единая школьная форма — общая линия на унификацию. «Поэтому я еще в 1990-х предлагал право не носить школьную форму. Ключевая линия водораздела: мы готовим „солдат Урфина Джюса“, ориентированных на лояльность и послушание — или граждан, обладающих критическим мышлением, способных ответить на вызовы современности: неопределенности, сложности и разнообразия. Если мы не ответим на эти вызовы, мы проиграем», — считает эксперт.

Между тем, кроме формы сталинских времен, была высказана еще, по меньшей мере, одна инициатива, реализация которой на практике означала бы ничуть не меньший шаг в сторону авторитаризма и казармы, нежели погончики и петлички. Речь идет о желании ограничить изучение иностранных языков.

Последним эту идею озвучил Владимир Жириновский. «Все языки, кроме русского, должны перестать быть обязательными предметами, — записал эксцентричный политик в Facebook. Малые языки местных народов и иностранные языки должны быть не только добровольными, но и платными. А в первую очередь статус общедоступного к изучению языка нужно отобрать у английского. Зачем воспитывать эмигрантов за свои же деньги?»

Однако авторство данной идеи вовсе не принадлежит Владимиру Вольфовичу. Время от времени самые разные консерваторы высказывали то там, то сям желание поприжать изучение языков. И потому, что с хорошим английским многие продвинутые молодые люди из страны уезжают. И просто потому, что международные связи способствуют распространению вредных западных идей.

Желание укрепить новый «железный занавес» таким радикальным способом как незнание языков по-своему логично. И популярной эта идея так и не стала, видимо, потому что родительское сообщество принять ее не в силах. Вряд ли данная инициатива получит какое-то серьезное продвижение — уже сделаны успокаивающие заявления, в том числе от депутата Госдумы, коммуниста Олега Смолина.

При этом, сам депутат Смолин высказал мнение, что изучение второго иностранного языка в школе скорее должно быть факультативным (представляется, пожалуй, верным: и один-то иностранный не все осиливают). А заодно парламентарий предложил вместо того, чтобы вводить обязательный ЕГЭ по иностранному языку, что как раз планируется, ввести его по какой-либо из естественных наук.

В общем, число обязательных ЕГЭ продолжает множиться, и предложений остановить этот процесс что-то не слышно. По крайней мере, в полный голос.

Что касается еще «языкового вопроса», то в нем-то как раз в нынешнем году произошло одно весьма серьезное изменение: в республиках РФ отменено обязательное изучение национальных языков. Вопрос очень «большой» и чувствительный, дальнейшие результаты этого шага покажет время.

Среди прочих инициатив «консервативного плана», можно отметить идею министра Васильевой о запрещении ученикам пользоваться в школе мобильным телефонами. Высказывая это пока только в виде пожелания, Васильева поставила в пример некоторые школы, где «ставят на входе красивый ящичек, в который дети кладут телефоны и получают только после уроков». У многих родителей эта мысль вполне может найти поддержку.

Помимо «консервативных», было высказано несколько инициатив, так сказать, «прогрессивного плана». Среди них можно выделить идею отказа от традиционной пятибалльной системы оценок в пользу более дифференцированной и гибкой 12-балльной, а также идею замены бумажных учебников электронными. И то, и другое обсуждалось, но пока отложено (при всех отмеченных «здоровых зернах»).

«Уверяю, что страхи полной замены бумажных учебников, как и разговоры о том, что исчезнет письмо, а останется только клавиатура, — беспочвенны, — отметила Ольга Васильева в данной связи. — Как мы писали, так мы и будем писать. Детям нужно развивать мелкую моторику. И мультимедийное сопровождение — это только часть урока».

При этом министр заверила, что «цифровизация» школы будет продолжена в разумных пределах. В общем, в системе среднего образования преобладает консерватизм, но умеренный, а по мнению многих, и здоровый.

И еще одна инициатива, о которой нельзя не упомянуть, поскольку она-то как раз представляется весьма ценной. Это идея создать «класс возможностей» для выпускников школ, который помог бы им правильно выбрать профессию. Автор идеи — заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов.

Правда, как будет выглядеть «класс возможностей» в деталях, что-то пока не очень ясно. По словам Чернышова, «после окончания школы выпускник в течение года сможет заключить временный контракт с интересующей его организацией и пройти в ней стажировку». Неясно, впрочем, нужно ли это самим организациям.

Здесь Чернышова поддерживает опытнейший педагог Асмолов. «Эта инициатива является, с моей точки зрения, инновационной, помогает самоопределению и самопознанию, — заметил эксперт. — Опробование себя в разных ролях, в том числе профессиональных. Но ни одного готового точного решения нет».

Леонид Смирнов