Posted 6 сентября 2018,, 14:10

Published 6 сентября 2018,, 14:10

Modified 30 марта, 18:49

Updated 30 марта, 18:49

Импортная медтехника: есть ли замена?

6 сентября 2018, 14:10
Российские аналоги иностранных медицинских изделий, госзакупки которых предлагает ограничить Минпромторг, существуют лишь на бумаге, считают эксперты.

Минпромторг предложил перестать закупать для государственных и муниципальных поликлиник и больниц еще ряд импортных медицинских изделий: аппараты ИВЛ, тонометры измерения внутриглазного давления, концентраты для гемодиализа, функциональные медицинские кровати. Документ, в котором всего семь позиций, опубликован на портале проектов нормативных актов, и находится в стадии обсуждения.

Список этот появился в феврале 2015 года. Председатель правительства Дмитрий Медведев тогда утвердил перечень импортных медицинских изделий, госзакупка которых возможна только при отсутствии конкуренции со стороны российских, армянских, белорусских или казахских производителей. Чуть позже, в сентябре 2015 года, премьер заявил, что правительство не станет отказываться от импортной медицинской техники до тех пор, пока не будет на 100% уверено, что в России есть аналоги надлежащего качества. Изначально в этом списке было 46 позиций. Сейчас — более ста. Минпромторг предлагает его снова пополнить.

Значит ли это, что в России за эти годы появилась замена иностранной технике, «Росбалт» спросил врачей и экспертов.

Тонометры измерения внутриглазного давления

Как рассказала врач-офтальмолог Жанна Явлиева (фамилия изменена по просьбе собеседницы — «Росбалт»), тонометры применяются для выявления глаукомы. «Сейчас практически во всех поликлиниках и глазных клиниках пользуются иностранными приборами. Они бесконтактные, поток воздуха там идет непосредственно в глаз, это все намного проще, быстрее и точнее. Советские тонометры контактные. Они ставятся непосредственно на веко, и показатели измеряются „ручным способом“. Разница в скорости и точности. Советскими сейчас никто не пользуется», — отметила собеседница «Росбалта». Современных аппаратов российского производства, по словам Явлиевой, она не видела.

Если предложение Минпроиторга утвердят, очевидно, у врачей прибавится работы. «Я провожу профосмотр. Мы принимаем по сто человек за день. Если мы будем каждому измерять давление нашим тонометром, придется работать круглосуточно», — говорит она.

Аппараты искусственной вентиляции легких (ИВЛ)

Их применяют врачи-реаниматологи, сотрудники бригад «скорой помощи», когда пациент не может самостоятельно дышать. Или когда лежит на операционном столе под анестезией, которая вызывает нехватку кислорода.

Как рассказал «Росбалту» врач «скорой помощи» Григорий Бобинов, сейчас в «скорой» стало очень мало специализированных бригад, которые работают с таким оборудованием. А для обычных бригад, по большому счету, без разницы: отечественные или иностранные.

«Но если ты в спецбригаде, и для тебя ИВЛ — аппарат первой необходимости, тогда начинаешь ловить все нюансы», — отметил Бобинов.

По словам врача-реаниматолога, который попросил не называть его имени, отечественные аппараты очень тяжело «продувают» пациентов весом больше 80 килограмм. От 110 килограмм они практически бесполезны. «Если госзакупки из-за рубежа вообще прекратятся, то количество смертей в нашей стране возрастет», — высказал он мнение.

Концентрат для гемодиализа

Внепочечное очищение крови (гемодиализ) проводят людям с острой и хронической почечной недостаточностью, и концентрат — важная часть процедуры.

Как объяснил «Росбалту» председатель удмуртского отделения общественной организации нефрологических пациентов «НЕФРО-ЛИГА» Александр Золотарев, главное отличие импортных концентратов от отечественных, прежде всего, состоит в их чистоте.

«Импортные соли считаются более „чистыми“ по своему содержанию. Чистота концентратов напрямую влияет на качество процедуры гемодиализа, а, значит, на состояние больного во время процедуры и после. По составу вроде бы одно и тоже (трудно придраться), но если на импортных солях пациент не высказывает никаких жалоб, то на отечественных в течение процедуры медсестры не отходят от пациента», — рассказал эксперт.

Он напомнил, что ограничения на импорт, введенные в 2015 году, этой сферы уже коснулись. В частности, по словам Золотарева, временно прекратились закупки современных лекарственных препаратов, которые применяются для лечения и профилактики тяжелейших осложнений на диализе, которые могут привести к смерти пациента.

«Сейчас закупки восстановились только в тех центрах диализа, которые работают в рамках государственно-частного партнерства, на которые не распространяется действие 44-ФЗ. В государственных центрах продолжают закупать отечественные», — заметил он.

Иными словами, если госзакупки концентратов запретят, у частных или наполовину частных центров будет возможность их купить, а у государственных — нет.

«Отечественные концентраты тоже разные есть. Очень качественные производит питерская компания Нефрон. Но у них начинка соли (концентрата) — импортная. Есть „Дизэт“ — из Свердловской области. Никто никаких исследований, к сожалению, не проводил, но в общественную организацию обращались некоторые пациенты, с жалобой на якобы имевшие место ухудшения состояния во время и после процедуры на концентратах этой компании», — высказал мнение собеседник «Росбалта».

То, что правительство вводит новые ограничения, совершенно не значит, что у нас появилась адекватная замена, считает член общественного совета при Минздраве РФ, вице-президент Общества специалистов доказательной медицины, профессор кафедры управления и экономики здравоохранения ВШЭ Василий Власов.

«Это значит, что появились какие-то бумажки, заявки, которые говорят, что замена есть», — добавил он.

По словам Власова, в этом нет ничего нового. «Все это — продолжение политики распределения прибылей в пользу близких к власти бизнесменов. Здесь нет никакой экономии, никакого блага для пациентов и налогоплательщиков — только деньги», — полагает он.

«Я не встречался с серьезными аналитическими работами о том, как повлияли ограничения, введенные с 2015 года. Но некоторые жалобы на то, что теперь стало сложнее получать нормальные расходные материалы, я от врачей слышал», — добавил эксперт.

Зампредседателя Общественного совета при Минздраве РФ, сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов Юрий Жулев заявил, что позиция пациентского сообщества по этому вопросу не изменилась. «Мы считаем, что это ограничение конкуренции, ограничение права выбора госзакупщика, врача, и, в конечном счете, пациента. Создание парниковых условий — не та мотивация для отечественного производителя. Эту позицию мы высказывали еще на заре этих проектов», — отметил он.

Анна Семенец