Posted 21 октября 2018,, 17:00

Published 21 октября 2018,, 17:00

Modified 31 января, 21:06

Updated 31 января, 21:06

Не такие уж они «другие»

21 октября 2018, 17:00
Телевизор по-прежнему формирует картину мира: в борьбе за умы молодежи Дудь уступил Малахову, Киселеву и Соловьеву.

Почему нам не стоит рассчитывать, что с приходом к власти людей нового поколения все изменится, рассказал руководитель отдела прикладных социологических исследований «Левада-Центра» Денис Волков на первой лекции Фонда Егора Гайдара из цикла «Мифы российского общества».

Людям, о которых пойдет речь, сейчас 18-24 года. Их часто называют поколением Z или поколением Путина. О них принято говорить, что они «другие»: телевизору предпочитают соцсети, смотрят Юрия Дудя и Алексея Навального, ходят на митинги. Когда они придут к власти, все изменится. Но так ли это на самом деле?

По словам Волкова, первое, что нужно знать об этом поколении — оно весьма малочисленно: всего 11-12 млн человек или 7% населения страны. При таком соотношении всерьез рассчитывать, что именно эти люди будут влиять на происходящее в стране, не приходится. Скорее уж это будут 30-летние.

У молодежи, действительно, есть запрос на борьбу с коррупцией, на экономический рост и создание новых рабочих мест, что заметнее, чем в других возрастных группах. Но в целом, по данным «Левада-Центра», перемен они хотят даже в меньшей степени, чем 30-40-50-летние. Большинство из них смотрят на собственное будущее и будущее страны с уверенностью. То есть, у поколения Z и сейчас, в принципе, все хорошо.

«Получается, с одной стороны, в обществе есть большие надежды на молодых людей, которые придут и все изменят. Но опросы самих молодых людей показывают, что это не так», — отметил Волков.

Новое поколение родилось со смартфоном в руках. Это главное, что отличает их даже от 30-летних, не говоря уже обо всех остальных. Опросы показывают, что 74% молодых людей пользуются Интернетом несколько раз в день, еще 20% — один раз. Тех, кто в Сеть вообще не заходит, среди них практически нет.

Изо всех социальных сетей 80% предпочитают ВКонтакте, 50% — Instagram, 47% — Youtube. Для переписки используют WhatsApp, ВКонтакте и Viber.

Интернет, безусловно, стал для них основным источником информации. Однако 49% молодых людей от 18 до 24 лет узнают о том, что происходит в стране и мире из телевизора. Реже, чем взрослые, но молодые люди все же смотрят Первый канал, Россию-1 и НТВ. Предпочтение отдают «Вечернему Урганту», прямому эфиру Андрея Малахова. Смотрят «Вести недели» Дмитрия Киселева, «Вечер с Владимиром Соловьевым». Почему-то в рейтинг ТВ передач от «Левада-Центра» попал Юрий Дудь. Но его канал в Youtube по популярности среди молодежи уступил даже программе Соловьева — в два раза.

В числе журналистов, чье мнение для них авторитетно, люди поколения Z называют все тех же Андрея Малахова, Владимира Соловьева, Ивана Урганта. Владимир Познер и Юрий Дудь идут практически в ногу, и сильно уступают лидерам. В то же время в рейтинге появляется Ксения Собчак, которую молодые люди называют сами в числе журналистов, заслуживающих доверия.

«Если посмотреть на доверие Навальному, поддерживают его прежде всего молодые. В старших возрастах многие о нем просто не знают», — отметил социолог. Однако тех, кого можно назвать сторонником Навального, среди людей 18-24 лет не слишком много. Ему доверяют даже меньше, чем лидеру КПРФ Геннадию Зюганову, премьеру Дмитрию Медведеву или министру иностранных дел Сергею Лаврову.

Иностранные языки в молодежной среде знают куда больше людей, чем в старших возрастных группах. «Казалось бы, вкупе с Интернетом это дает им куда больше ресурсов, чтобы найти альтернативную точку зрения, чем было у их родителей. Вот только политикой они совершенно не интересуются», — отметил Волков.

Тех, кто следит за событиями в стране и мире, в поколении Z в разы меньше, чем в старших возрастах. Они реже голосуют на выборах, 74% заявляют, что аполитичны. Принято думать, что молодежь ходит на митинги, но и это не совсем так. По словам социолога, в 2015—2016 годах тех, кому 18-24 года, на протестных акциях было всего 16%.

Тем не менее, что-то из современной повестки они все же слышат. Так, после объявления пенсионной реформы к сентябрю 2018 года рейтинг Владимира Путина в глазах поколения Z упал вдвое по сравнению с декабрем 2017 года.

«С ростом интереса к политике людям будет проще находить другие точки зрения. Но базовые представления о политике, об истории даже у молодых будут заложены телевидением и родителями. Им придется провести самостоятельную работу, чтобы изменить мнение. И не все, как мне кажется, эту дорогу пройдут», — полагает Волков.

По его словам, многое здесь будет зависеть от знаковых фигур, которые задают тон: какие темы они будут поднимать, о чем говорить. «Особенно сложно будет идти проникновение молодых людей в систему управления, где максимально настроены фильтры. Я думаю, целые поколения должны физически смениться, чтобы новые представления проникли в политику. Они и сейчас проникают, но на самых высоких этажах по-прежнему сидят люди старших поколений, прошедшие школу спецслужб, силовую. Там более консервативные представления, которые все-таки задают стандарты. Поэтому в системе управления эта смена будет идти намного дольше, чем в обществе», — считает Волков.

Сыграет свою роль в становлении взглядов нового поколения и пенсионная реформа. По мнению Волкова, государство таким образом учит людей быть более самостоятельными. Им придется жить в этих условиях и принимать решения уже без оглядки на государство. И это, безусловно, скажется на том, как будут думать и действовать эти люди. «Базовые условия изменятся, и они должны будут как-то на них реагировать», — заключил он.

В исследовании приняли участие 1600 человек. По словам Волкова, выборка была смещена в сторону старших возрастов.

Анна Семенец