Posted 25 октября 2018,, 13:38

Published 25 октября 2018,, 13:38

Modified 30 марта, 18:23

Updated 30 марта, 18:23

Пассажиров вынудят платить больше

25 октября 2018, 13:38
Эксперты оценили идею Минтранса ввести динамические тарифы на проезд в метро, автобусах и трамваях.

Минтранс предложил разрешить регионам менять тариф на проезд в общественном транспорте в зависимости от времени суток: днем — дешевле, утром и вечером — в часы пик — дороже. Сейчас в России действуют плоские тарифы, новый подход называют динамическим. Таким образом в ведомстве рассчитывают повлиять на потоки пассажиров, разгрузить метро и автобусы утром, и, напротив, загрузить полупустые вагоны днем.

Как сообщают «Известия» со ссылкой на источник в министерстве, предложение об «использовании динамически регулируемых тарифов для управления пиками пассажиропотоков» будет направлено в правительство в числе мер по развитию городского транспорта. Если власти его одобрят, регионы смогут менять тарифы уже в 2019 году. Как именно эта идея будет реализована, в Минтрансе не уточнили.

Как рассказал «Росбалту» директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин, подобная практика в мире существует. Например, в Лондоне проезд в час пик обойдется в 8,4 фунта, в то время как в межпиковые часы будет стоить всего 7 фунтов — сэкономить можно 12%.

«Для чего это делается? Для того, чтобы та часть пассажиров, которой более или менее все равно, когда ездить, в целях экономии перенесла поездки на дневное время, и пассажирский трафик немного сгладится. Мера известная по крайней мере полсотни лет, если не больше. Другое дело, насколько она пригодна для России», — отметил Блинкин.

По мнению эксперта, в Москве разговор об этом абсолютно пустой, потому что все без исключения пенсионеры ездят по социальным картам. Им все равно, сколько это стоит, потому что они за проезд не платят. Значит, и поездки свои на другое время вряд ли перенесут. Теоретически можно сделать так, чтобы социальная карта действовала только в межпиковые часы, когда автобусы и метро свободны. Но это серьезные социальные и политические издержки, на которые никакая администрация не пойдет, считает собеседник «Росбалта».

«В тех городах, в которых нет таких привилегий, как в Москве, технически ввести динамический тариф можно. Но я искренне не понимаю — зачем? Перераспределение трафика, которое характерно для европейских столиц, основано на том, что ездить на общественном транспорте там в принципе дорого, и скидки в дневное время — хороший способ сэкономить. В месяц сумма выходит солидная. То, что это работает в Лондоне при высоких тарифах, не значит, что это будет работать в Ульяновске. Напомню: все наши автобусные парки и трамвайные депо живут, мягко говоря, очень скверно в условиях крайне низких тарифов. Где-нибудь на периферии проезд в трамвае стоит 18-20 рублей. От такой базы что скидка, что накидка в 1-2 рубля вряд ли скажутся на пассажирском трафике. Если стоимость проезда снизится с 18 до 17 рублей, не думаю, что это будет существенно сказываться на распорядке дня даже самого небогатого пассажира», — отметил Блинкин.

Отдельный вопрос: кого Минтранс относит к категории пассажиров, которым все равно, в какое время ездить, и сколько у нас таких? По словам эксперта, никто в России не задавался этим вопросом, и каких-то серьезных исследований не проводил. При этом, например, та же бабушка, которая не работает, утром едет к строго определенному часу, чтобы отпустить дочь на работу, и сидеть с внуком. Может ли она перенести поездку на другое время?

«Есть масса других обстоятельств, когда человек, не скованный трудовым графиком, вынужден ездить в час пик. Без аккуратного социологического обследования транспортного поведения о введении динамических тарифов вообще говорить бессмысленно. Единственная поездка, которую человек может спланировать по времени, это торговая. Но у нас в мало-мальски крупных городах дислокация небольших торговых площадок такова, что на трамвае давно уже никто за продуктами не ездит», — отметил эксперт. По его мнению, вряд ли мы найдем на карте России город, где динамические тарифы реально сработают.

Тогда возникает вопрос: зачем вообще Минтранс это делает? По мнению Блинкина, это обычная попытка имплементации зарубежного опыта. «Кто-то почитал отчет, съездил за границу, и решил: а почему бы нам так не сделать. Ничего плохого в этом нет — люди изучают зарубежный опыт, пытаются его адаптировать к нашим условиям. Однако, как говориться, хорошее предложение, но не для нашего климата», — заметил он.

При этом Блинкин подчеркнул, что Минтранс тарифы не устанавливает. Этим занимаются чиновники на местах. Федеральное ведомство может лишь предоставить им такую возможность. «Это рамочное предложение, и разговора о повышении тарифов не было. В мировой практике речь идет именно о скидке», — подчеркнул эксперт. Во что международный опыт превратиться в России, предсказывать сложно.

В свою очередь координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает, что вряд ли всю эту историю Минтранс затеял лишь ради скидок на проезд.

«Условно говоря, у нас есть плоский тариф, который действует 24 часа в сутки, и динамический, который в одни часы дешевле, в другие — дороже. Если губернаторы не повышают тарифы в часы пик, при этом, снижают их в дневное время, возникает вопрос — за чей счет банкет? Если они принимают систему, предложенную Минтрансом, ее нужно будет регулировать как в сторону снижения, так и в сторону увеличения», — объяснил свою позицию Шкуматов.

«Очевидно, что к динамической модели ценообразования на общественном транспорте, может даже с разбивкой по часам, все идет. Карты «Тройка» и ее аналоги в регионах — это шаг к тому, чтобы менять стоимость проезда в разное время дня. Пока на карту загружаются поездки, но в целом ничего не мешает сделать динамический тариф уже сегодня», — добавил он.

В заботу о загруженности транспорта в пиковые часы Шкуматов тоже не сильно верит. «Если человек работает с 9:00 до 18:00, трудно представить, что он придете к работодателю и скажет: «Мне стало накладно ездить в час пик, так что давайте я буду уходить с работы в 16:00. Понятно, что ему ответит руководство. На самом деле, людей, которые добровольно выбирали бы час пик для поездки в общественном транспорте, имея возможность поехать в любое другое время, я не знаю. Конечно, они ездят вынуждено, потому что у них заканчиваются в это время занятия, работа. У них нет выбора. В результате, получится так, что этим людям придется платить больше. И это совершенно укладывается в общую стратегию перевода общественного транспорта на самоокупаемость», — считает эксперт.

Сейчас, по словам Шкуматова, городской транспорт дотируется практически во всех регионах. «Конечно, чиновники могут снизит тариф на проезд в 12 часов дня — до 20 рублей. Если вы выезжаете с работы в полдень, то вы — счастливчик. А с 18 часов будут брать за поездку 100 рублей. Получится так, что большая часть пассажиров общественного транспорта начнет платить больше, в то время как меньшая часть станет платить меньше. Но в целом доходы государственных перевозчиков вырастут, и они, возможно, выйдут на самоокупаемость, к чему это все и идет. А государство перестанет тратить бюджетные деньги на пассажиров», — заключил собеседник «Росбалта».

Анна Семенец