Posted 17 ноября 2018,, 07:00

Published 17 ноября 2018,, 07:00

Modified 31 января, 21:22

Updated 31 января, 21:22

Низкий спрос на любовь и секс

17 ноября 2018, 07:00
Чего мужчины хотят от женщин, а также почему идеальная подруга не соответствует образу будущей жены, выяснили социологи.

Идеальная женщина в представлении российских мужчин совсем не подходит на роль идеальной жены, а для счастливой семьи многим совсем не нужны ни любовь, ни секс, выяснили социологи.

Исследования последних 17 лет в области семьи и гендерных ролей демонстрируют любопытные тренды, о которых рассказала старший научный сотрудник Института социальной политики НИУ ВШЭ, заместитель проректора Юлия Лежнина на лекции Фонда Егора Гайдара из цикла «Мифы российского общества».

По ее словам, семья для россиян по-прежнему важна, но не как самоценность, а как элемент жизненного проекта, как некая норма. Наличие семьи — необходимое, но недостаточное условие. «Семью нужно иметь, без нее некомфортно, и жизненный успех кажется не полным. Хотя в целом не она является критерием успеха. Семья — не та сфера, к которой принято прилагать усилия. В отличие от карьеры», — отмечает Лежнина.

Идеальная женщина в представлении российских мужчин совсем не та, на которой хочется жениться. Судя по тем качествам, которыми они наделяют идеальную женщину и идеальную жену, это вообще два разных человека. В первом случае мужчины хотят видеть привлекательную внешность и сексуальность, во втором — хозяйственность, верность, любовь к детям. Как видите, пересечений нет.

«Некоторое время назад представления об идеальной женщине и о жене совпадали. Доброта и любовь к детям были важны в оценке женщины как таковой. То есть ее сразу воспринимали как потенциальную жену. Теперь эти понятия разводят», — отмечает социолог.

А вот женщины по-прежнему смотрят на партнера как на будущего мужа, потому и разница между идеальным мужчиной и идеальным супругом не так критична. Первый однозначно должен быть сильным и здоровым, второй — уметь обеспечить достаток. А в остальном все на любителя: кому-то важен ум, кому-то — чтобы не курил и не пил.

«Но в целом идеальному мужчине стать идеальным мужем несколько легче, чем идеальной женщине — женой», — отмечает Лежнина.

Тому, что мужчины хотят видеть рядом с собой одних женщин, а в жены выбирают других, есть объяснение. По словам социолога, с любовью в российском обществе вообще как-то не очень. В одной из своих статей Лежнина признает, что создание семьи только по любви никогда не было нормой русской культуры. Но любовь всегда имела для россиян самостоятельную ценность, была предметом мечтаний.

Еще в начале 2000-х годов только 5% женщин в возрасте от 17 до 50 лет говорили, что встретить настоящую любовь не входит в их жизненные планы.

«Сегодня мечты о любви даже у молодежи вытеснены надеждами на достаток, здоровье и справедливое общественное устройство. О любви мечтают только 6% россиян. Встреча с настоящей любовью — двенадцатый из четырнадцати их жизненных приоритетов, в то время как семья занимает в этом списке четвертое место», — отмечает Лежнина.

В качестве желания, которое россияне загадали бы, поймав золотую рыбку, только 18% называли счастье в личной жизни. Большинство из них — женщины.

Далеко не всем для счастливой семьи нужен хороший секс. Только 44% россиян признаются, что в этой сфере у них все хорошо. При этом 46% женатых россиян, которые оценивают свою сексуальную жизнь как плохую, говорят, что у них счастливая семья.

Конечно, хороший секс и любовь к партнеру повышают психологический комфорт и ощущение благополучия. Но, по мнению россиян, это совсем не обязательное условие для счастливой семейной жизни. Кстати, женщины жалуются на плохую сексуальную жизнь вдвое чаще мужчин.

По словам Лежниной, такое отношение к сексу свойственно не только людям в возрасте. «Молодежи в мегаполисах, видимо, тоже не до этого: им некогда, они устали, у них другие задачи. Ценный ресурс они предпочитают направлять на другие активности», — полагает она.

Семья, как это ни парадоксально, может подчас восприниматься россиянами как счастливая даже в случае плохих отношений в ней, отмечает социолог. Так, 13% россиян, которые говорили, что у них плохие отношения с партнером, тоже считали свои семьи счастливыми.

«Это говорит о том, что сегодня при создании семьи россияне далеко не всегда руководствуются целью обеспечения себя комфортной системой личных отношений — во всяком случае, они не ставят эту задачу во главу угла», — резюмирует эксперт.

Для чего тогда вообще люди создают семьи? Универсального ответа не существует. Для кого-то семья — это зона комфорта, где удобно жить, приятно общаться, можно получить поддержку. В основном к этому стремятся умные интеллектуальные молодые люди в крупных городах. Кто-то воспринимает семью как домохозяйство. Здесь на первое место выходит достаток, дом — полная чаша. Еще один вариант: семья как любовное гнездышко. Но такой вариант, как выясняется, не слишком популярен в народе. И по-прежнему почти 20% россиян заводят «семью для детей».

Для большинства россиян дети по-прежнему остаются частью жизненного проекта. Стать родителями хотели бы 55%. Из них 10% мечтают об одном ребенке, 30% — о двух, 15% — о трех и больше. При этом уже есть дети у 75%! У трети наших сограждан (34%) — один ребенок, еще у трети — двое, и у 7% — больше двух. То есть во многих семьях детей больше, чем хотелось бы. Или они просто стали родителями, хотя вообще-то не планировали. Так или иначе, каждый пятый житель страны воспитывает детей, которые для него не желанны. При этом в сельской местности такое встречается чаще, чем в городах.

Более заметными становится движение чайлдфри и однополые семьи. Но пока не настолько, чтобы можно было говорить о каких-то трендах.

Анна Семенец