Posted 11 февраля 2019,, 14:25

Published 11 февраля 2019,, 14:25

Modified 31 января, 22:04

Updated 31 января, 22:04

Без меня меня лечили

11 февраля 2019, 14:25
Россиянам оказывают медуслуги, за которыми они не обращались: «Оказывается, в прошлом мае я не вылезала из поликлиники; но в это время я была за границей».

Поликлиники продолжают указывать «мертвые души» в медицинской отчетности. Но несостоявшиеся пациенты, даже обнаружив приписки, не спешат жаловаться, ведь крайними скорее всего назначат терапевтов, которые просто выполняют указания сверху.

«Интересные дела. Оказывается, на Госуслугах в личном кабинете можно найти протоколы и эпикризы последних посещений врачей государственных медучреждений. Но не всех почему-то. Вот оттуда-то я и узнала, что летом прошлого года прошла диспансеризацию в поликлинике по месту жительства, получила неутешительную группу здоровья и прямо-таки жуткий диагноз», — рассказала на своей странице в Facebook жительница Саратова Ксения С.

Из прикрепленного к посту скриншота следует, что девушка якобы проходила в поликлинике диспансеризацию.
«Диагноз связан с почками, не с головой. Поэтому мне не на что свалить свои провалы в памяти. Но ничего не могу с собой поделать: я совершенно не помню, как проходила диспансеризацию и получала диагноз. Но я даже не удивлена! Странно еще, что там нет информации о том, как меня долго, но, безусловно, успешно лечили все врачи поликлиники», — пишет Ксения.

Прочитав этот пост, многие пользователи откликнулись, и стали смотреть на портале Госуслуг, как часто сами «обращались» к врачам. И, похоже, обнаружили для себя много нового.

«Я прошла диспансеризацию, когда Марго было два месяца. Причем поперлась в поликлинику по старому месту жительства родителей, хотя даже они там пять лет как не живут. И, судя по календарю диспансеризации, в этом году я снова туда пойду. Как это остановить?» — написала в комментариях к публикации Ольга Р.

«Точно-точно, я вот в прошлом году тоже так проходил „диспансеризацию“, плюс еще потом консультацию онколога нарисовали (слава богу, ничего не нашли, тем более, что меня там и не было). Говорят, что можно пойти в страховую компанию и потребовать проверки, но за такое дело максимум спишут у поликлиники „нарисованные“ средства, да еще может выговор врачу сделают за „неправильно“ оформленную документацию (ну, допустил ошибку, не того пациента вписал, с кем не бывает, правда?) — хотя чаще всего все приписки делаются по требованию непосредственного руководства, потому что именно оно отвечает за „наполняемость“ учреждения пациентами и средствами», — описал свою историю Аркадий Б.

«Поэтому даже не хочется разбираться. Участковому терапевту по шапке надают те же, кто заставляет рисовать осмотры пациентов», — ответила ему в комментариях Ксения.

Наталью Копылову тоже без ее ведома «лечили» в саратовской поликлинике. При том, что с 2015 года она живет в Петербурге, и с тех пор в медучреждении, к которому прикреплена, не появлялась. «Я тоже заглянула на „Госуслуги“ и выяснила, что, оказывается, в мае не вылезала от врача. Правда, в то же время я была за границей, но врачу виднее. Я б еще махнула рукой на нервные расстройства, которые у меня якобы нашли, но мне приписали педикулез, и у меня бомбануло. Поэтому я написала жалобу в больницу, в ТФОМС, в Минздрав. В планах прокуратура», — пишет Наталья в своем Facebook.

Корреспонденту «Росбалта» она рассказала, что во время первого «визита» в поликлинику была в Петербурге и готовилась к отпуску, а во время второго — только что прилетела из-за границы — тоже в Петербург.

«По этим электронным бумажкам выходит, что в первый раз я обратилась с жалобой на здоровье, а второй раз врачи осмотрели: динамика положительная, показано наблюдение. Частота сердечных сокращений, температура, давление указаны рандомно, на нормальных значениях. Почему мне приписали педикулез, понятия не имею, может, потому что четыре года не появляется в больнице только асоциальный элемент», — возмущается собеседница агентства.

По ее словам, пока на жалобы ни Минздрав, ни территориальный фонд ОМС не ответили. Из поликлиники с Натальей связались, попросили написать номер телефона, и с тех пор — тишина. «Одно из моих требований — чтобы они эту ахинею удалили из баз данных. В принципе, меня устроит, если они только это и сделают», — пишет она.

Пользователи задаются резонным вопросом: статистика по заболеваемости основывается на результатах такой вот диспансеризации?

Проблему приписок в поликлиниках обсуждают много лет. Но только с 2015 года стало возможным посмотреть всю хронологию посещения врачей в Сети. С тех пор в СМИ то и дело всплывают скандальные истории из регионов: Кургана, Нижнего Тагила, Санкт-Петербурга…

В правительстве о ситуации липовыми больными знают. В очередной раз в конце 2018 года об этом заговорила вице-премьер Татьяна Голикова. По ее словам, медики пишут в отчетах, что диспансеризацию прошло больше людей, чем их было в действительности. В итоге, данные врачебной статистики искажаются.

По мнению президента «Лиги защитников пациентов» Александра Саверского, связано это в огромной степени с тем, что тариф ОМС не покрывает себестоимости услуг, и приписки фактически служат компенсацией. То есть, «нарисованные» пациенты позволяют медучреждениям сводить концы с концами.

«За диспансеризацию и вакцинацию поликлиникам платят отдельно. Что касается прививок, считается, что их вообще до 70% уходит в раковину», — отметил эксперт. Поэтому сложно реально измерить размах вакцинации, и тем более связывать эти цифры с эпидемиологией. «Может, у нас давно уже никто не привит», — говорит он.

Похожая проблема есть и в стационарах, где оплата идет по количеству пациентов, а по клинико-статистическим группам. «Так вот, например, объявить простой аппендицит гнойным перитонитом — это выгодно. Поэтому сегодняшняя тенденция к утяжелению заболеваний и высокотехнологичной медицинской помощи связана еще и с тем, что за это платят больше. Сколько реально этого нужно, и сколько делается — сказать сложно. За каждым ведь не проверишь», — высказал мнение Саверский.

Но проблема ведь не столько в деньгах, которые медицинские организации получают за приписки. «Дело в том, что в итоге система совершенно не представляет себе реальное положение с заболеваемостью населения», — говорит эксперт.

А главное: смогут ли больные получить ту помощь, которая по документам уже была им оказана?

Анна Семенец