Posted 18 февраля 2019,, 08:52

Published 18 февраля 2019,, 08:52

Modified 31 января, 22:07

Updated 31 января, 22:07

Спорт должны кормить не губернаторы, а нормальный бизнес

18 февраля 2019, 08:52
О том, как сегодня выжить клубам и стадионам, рассказывает председатель комитета по предпринимательству в сфере спорта при ТПП РФ Вячеслав Копьев.

Россия — великая спортивная держава, но спорту надо на что-то жить. У нас еще налицо немалые трудности с содержанием спортивных клубов и сооружений. О том, как следует решать эти проблемы, рассказывает советник АФК «Система», председатель комитета по предпринимательству в сфере спорта при Торгово-промышленной палате РФ, президент Федерации регби России в 2003—2016 гг. Вячеслав Копьев.

— Вячеслав Всеволодович, если кратко: вот многие из нас смотрят по телевизору футбол, хоккей и другие спортивные состязания, некоторые посещают и стадион. А на что весь этот спорт живет? На средства от продажи билетов?

— Разумеется, не только. В мировой практике уже давно сформировались три основных источника формирования финансовой базы спортивных клубов.

Первый из них — как вы сказали, деньги от продажи билетов, по-английски — gate money. Второй источник — деньги от спонсоров и рекламы, а третий — продажа прав на трансляцию матчей телеканалам. В таком массовом и зрелищном спорте, как футбол, значимую роль играют еще «трансферты» или «продажа» игроков. В футболе это миллиарды долларов, в моем «родном» регби, конечно, гораздо скромнее.

У нас же в стране вплоть до самого последнего времени источниками финансирования спорта были бюджеты местных администраций либо крупных государственных компаний.

— От этой «советской» практики надо уходить в сторону «мировой»?

— В общем — да. Когда спорт живет фактически на бюджетные деньги, их не хватает, и сильно. Во всех профессиональных лигах у нас от 1 до 3 клубов в год перестают существовать из-за недостатка средств. Это проблема не только для игроков, но и для регионов. Спортивные клубы в регионах — это не только организация досуга населения, здоровый образ жизни, но и многое другое.

Попробуем приложить общепринятые схемы финансирования к нашей стране. Продажа билетов? Только в последние годы у нас люди начали ходить на клубные матчи. Еще несколько лет назад вы могли прийти на футбольный стадион в разгар сезона и увидеть там всего 500-600 зрителей.

Телевидение? Но если не брать самые зрелищные матчи чемпионатов мира и Европы по футболу, то у нас не так уж много телезрителей, охочих до спорта. Условно говоря, матч «Шинник-Авангард» будут смотреть пять тысяч зрителей. Телеканалу в наше время это не интересно.

Когда телеканал покупает права на трансляцию матча, он должен организовать, съемку, прислать операторов, комментаторов — стоит это в среднем 2-5 млн рублей. Истратить пару часов эфирного времени — и продать рекламу на это время.

Но рекламодателю не нужны пять тысяч зрителей. Он лучше поставит рекламу в сериале, где этих зрителей может быть и полмиллиона. Так что рынка прав на трансляцию у нас практически еще нет. До недавнего времени бывало, что два клуба играющих скидывались и сами платили телевидению за съемку и трансляцию своих матчей, чтобы как-то себя продвигать в обществе.

Во многих европейских странах есть налоговые льготы для спортивного телевидения. В начале 1990-х и у нас разрабатывалось положение о льготах для телеканала, у которого более 15% времени отводится на спорт. Но таких телеканалов не оказалось, потому что к ним рекламодатели не шли.

Что касается рекламы, у нас до недавнего времени законодательство жестко ограничивало коммерческие проекты на спортивных аренах. Не говоря уж о рекламе пива — но ограничиваются и многие вещи, которые разрешены в кино и театре. Хотя чем зрители отличаются здесь и там?

— Этими вопросами и занимается ваш комитет при Торгово-промышленной палате? Что значит предпринимательство в спорте?

— Во всех видах человеческой деятельности развивается бизнес, осуществляются проекты, позволяющие инвестировать деньги в этот вид деятельности.

Вот основные направления нашей работы: прежде всего, это содержание самих спортивных клубов. Здесь уже много сделано: маркетинг, работа с болельщиками. И начало давать результаты. Мы на одном из заседаний нашего комитета заслушали информацию футбольного клуба «Локомотив». Прекрасные результаты: устойчивая база болельщиков, с которыми они занимаются. Это и культура боления, ни одного случая нарушения общественного порядка. Они даже оплачивают по лотерее поездки с клубом за рубеж. Практически вышли на самоокупаемость и не зависят от денег спонсора.

Всякие есть проблемы, в том числе правовые. У нас в стране уже достаточно много профессиональных спортсменов. Но в классификации профессий такого понятия нет. Это порождает массу проблем со страхованием, юрисдикцией и т. д. Много вопросов в трудовых спорах между спортсменами и их клубами. Суды руководствуются правилами общей юрисдикции, а тут своя специфика, контракты…

Другая важная тема: как эксплуатировать спортивные сооружения? У нас уже больше частных спортзалов, чем государственных. Но получается странно: один стадион должен платить налог на землю, а другой — нет, потому что он муниципальный. Изобретаются схемы, как «погасить, чтобы не обанкротиться».

Надо накапливать опыт, как эксплуатировать большие спортивные сооружения, чтобы они не потерялись. К счастью, после кубка мира по футболу у нас этого не произошло. Объекты используются, как, например, в Казани для проведения Worldskills. Но в целом проблема есть.

Во многих странах стадионы и арены используются 50 на 50 — спорт и концерты, фестивали. У нас пока нет такого опыта. Надо учиться, формировать законодательные базы, учить кадры, которые могли бы не только залатать протечку под трибунами, но и эксплуатировать долго и правильно.

Еще одна проблема — букмекерские конторы. Говорят, это, мол, те же казино, только вид сбоку. Но во всем мире люди делают ставки на что угодно. Каждый день каждый человек принимает решения — фактически делает ставки на то или иное событие. Поехать в гости к маме или пойти с женой в театр?

У нас в стране букмекерство не было развито. Сейчас уже более 60 компаний. В той же Англии очень четко отработаны схемы финансирования спорта за счет букмекерских компаний — чтобы это не превращалось в покупку спортивных результатов, а носило независимый характер.

Следующая тема — вопросы производства спорттоваров. Вот нам недавно показали, как президент примерился к новой отечественной клюшке. Это, безусловно, позитив, импортозамещение. Но в реальности у нас до сих пор около 60% всей используемой в спорте продукции импортные. Тоже большой сегмент работы, который нуждается в организации практически с нуля.

Одно из ближайших наших заседаний будет совместно с комитетом по легкой промышленности, по поводу производства спортивной одежды. Конечно, с Китаем трудно конкурировать, но свои технологии и умельцы у нас есть. Например, влагозадерживающее белье для тренировок на базе космических технологий.

И, наконец, подготовка и аттестация кадров именно для предпринимательства в спорте. Ближайшее заседание в феврале будет связано с вопросами образования и подготовки кадров. По нашей инициативе совместно с Международным олимпийским университетом в Сочи разработан перечень программ, в том числе магистерских, по бизнес-образованию, в сфере спортивного маркетинга и управления спортивными объектами.

— А ваш собственный спорт — регби?

— Да, и им в нашей стране увлекается немало энтузиастов. История регби в России насчитывает без малого сто лет. 10 лет после Великой Отечественной войны регби в СССР было вообще запрещено как буржуазный вид спорта. Сейчас — довольно успешно развивается.

Напомню в заключение, что 20 сентября этого года в Японии начнется кубок мира по регби. Он откроется матчем сборных Японии и России. Надеемся, что это внесет свой вклад в формирование дружеских отношений между странами.

Беседовал Леонид Смирнов