Posted 18 февраля 2019,, 14:36

Published 18 февраля 2019,, 14:36

Modified 31 января, 22:07

Updated 31 января, 22:07

«Мусорный скандал»: вредные выбросы увеличат в десятки раз

18 февраля 2019, 14:36
Депутаты и общественники заявляют: строительство заводов по сжиганию отходов и обустройство полигонов грозят сделать Подмосковье малопригодным для жизни.

«Мусорный скандал» разгорается не спеша, но основательно. Мало-помалу становится ясно, на какой огромной «мусорной куче» или «компостной яме» все мы, дорогие россияне, сидим. И родное Подмосковье видится все менее уютным «краем».

Тяжелой этой тематике был посвящен в минувшие выходные «Московский экологический форум» в гостинице «Космос» у ВДНХ. Вели собрание известные оппозиционеры Геннадий и Дмитрий Гудковы: они, к тому же — коломенцы. А в Коломенском районе продолжаются выступления жителей за закрытие гигантского мусорного полигона «Воловичи», и лидер местных активистов Вячеслав Егоров находится под судом.

Обстановка в конференц-зале «Космоса» была крайне напряженной. Из выступлений посланцев тех районов, где планируется строительство мусоросжигательных заводов и новых мусорных полигонов, а также расширение старых, вырисовывалась картина Подмосковья как пространства, малопригодного для жизни и отдыха, не говоря уже о поправке здоровья.

Представители подмосковной и федеральной власти, как было сообщено, на приглашения организаторов форума не откликнулись, да и экспертов, которые могли бы опровергнуть мрачные прогнозы, не прислали.

Протестуют и против заводов, и против полигонов. По первому вопросу, красноречиво и детально выступил Валерий Сосновцев, человек, достаточно «легендарный» среди общественников: профессор МИФИ и соавтор знаменитой «экспертизы Мазурина-Сосновцева», проведенной по заказу Общероссийского народного фронта в отношении планов по сжиганию мусора в Подмосковье. Ученые забраковали грандиозный проект, после чего, по их мнению, ОНФ экспертное заключение засекретил, но сами эксперты молчать не захотели.

Как доложил профессор Сосновцев, в 2015 году в рамках Петербургского экономического форума между правительством Московской области, госкорпорацией «Ростех» и компанией «Хитачи» было заключено соглашение о строительстве в Подмосковье 15 мусоросжигательных заводов. По идее, это должно решить проблему мусора во всем столичном регионе, где его образуется более 12 млн тонн в год.

«Пилотный проект» охватывает четыре завода, в районах Наро-Фоминска, Солнечногорска, Ногинска и Воскресенска. Обещаны самые современные швейцарские технологии. Главное, на чем заострил внимание эксперт — по его мнению, «рекламируя современные швейцарские заводы, „Ростех“ нас обманывает». Для России собираются поставить заводы по упрощенной и удешевленной технологии. «Вместо пяти степеней очистки у швейцарцев — будет только три, последняя — тряпочный фильтр», — высказывает мнение Сосновцев.

Если это так, то это — бомба. Почему же только три степени вместо пяти? Ответ эксперта прост: «Хорошо фильтровать газы — очень дорого». В таком случае, вывоз тонны мусора будет стоить более 20 тысяч рублей. Россияне такую цену не потянут. Следовательно, по его версии, им увеличат вредные выбросы в разы и десятки раз.

Самое губительное, конечно, знаменитые диоксины. Как добавил медицинский эксперт Андрей Прокофьев, диоксинов, в принципе, можно избежать, если сжигать мусор при температуре не ниже 1250 градусов. Но при российской необязательности, на безукоризненное соблюдение технологии в реальности рассчитывать невозможно.

Один завод, как сообщил Сосновцев, станет вырабатывать в год 1,5 млн тонн углекислого газа, 240 тысяч тонн шлака и 20 тысяч тонн золы, давать ядовитые выбросы 2400 тонн веществ в атмосферу. Шлак и золу планируется вывозить товарняками далеко в Сибирь. Стоить же один завод будет 35 млрд руб. — «и грязно, и дорого», по оценке Сосновцева. «80% стоимости размажут по тарифам», — добавил эксперт. Тарифы же за вывоз мусора, по данным собравшихся, уже выросли в несколько раз.

По поводу новых и старых мусорных полигонов, такого всеобъемлющего эксперта не оказалось. Но посланцы Коломны, Волоколамска, Сергиева Посада, Шатуры и Рошаля, Каширы и Рузы высказались от души. Сергиево-посадские активисты приехали в оранжевых жилетах по примеру французских демонстрантов, только с ярко-красным гербом района.

«На территории городского округа Чехов расположена одна из крупнейших свалок — полигон „Кулаковский“. Нашими усилиями он закрыт, законсервирован и засыпан землей. Это великое дело! — рассказал депутат Совета депутатов Серпуховского района Николай Дижур. — Но полигон „Лесная“ в Серпуховском районе в прошлом году вместо 300 тыс. тонн принял 1,2 млн тонн. Судебное решение о его закрытии отменено, а глава района посажен в тюрьму. Там проводится „активная дегазация“, сжигают по 4 тыс. кубометров свалочного газа в час на оборудовании, которое не прошло экологическую экспертизу».

Таких красочных рассказов прозвучало много. Но как все-таки быть с великой мусорной проблемой, которая, похоже, для большинства из нас, только теперь предстает во всей грозной и неприглядной красе? Что делать, если не годится ни жечь на заводах, ни складировать на полигонах?

Валерий Сосновцев заявил, что решением вопроса является технология автоклавирования мусора, и сообщил, что в Белоруссии уже строится первый такой завод. Директор Института материаловедения и эффективных технологий Марсель Бикбау сообщил, что они с коллегами наладили полную переработку отходов на московском мусоросжигательном заводе № 2, но перенимать этот опыт никто не торопится.

Депутат Госдумы от ЛДПР Максим Шингаркин заявил, что «мусоросжигание — сложнейший технологический цикл, а мусоросортировка — очень простой процесс», но власти «не хотят заниматься отходами, они хотят пилить деньги». «Мало кто занимается утилизацией мусора: на этом сложно много украсть, — подчеркнул и Дмитрий Гудков. — Мусор становится новой нефтью, которую пытаются выкачивать из нас самих».

Заместитель председателя Ассоциации мусорщиков Москвы Лазарь Шубов предложил все-таки начать с того, чтобы наладить раздельный сбор мусора. Причем, не заниматься утопиями типа разделения мусора на шесть разных видов и не пытаться впихнуть на малогабаритные российские кухни по шесть разноцветных ведер. А поставить всего два ведра: для вторсырья и всего остального.

Cобрание вынесло резолюцию: потребовать от исполнительных органов федеральной и региональной власти пересмотреть выбранную стратегию, Остановить строительство мусоросжигательных заводов и мусороперерабатывающих комплексов как морально устаревших. Использовать только безопасные технологии. Прекратить репрессии экоактивистов, освободить Вячеслава Егорова. Обратиться к Совету по правам человека при президенте РФ с просьбой провести выездное заседание в Коломне. Создать общегражданский комитет экологического протеста и общественный экспертный совет.

Леонид Смирнов