Posted 26 апреля 2019,, 11:41

Published 26 апреля 2019,, 11:41

Modified 30 марта, 16:58

Updated 30 марта, 16:58

«Росбалт» попросил Генпрокурора РФ Юрия Чайку проверить правомерность действий правоохранителей в отношении агентства и его журналистов

26 апреля 2019, 11:41

Главный редактор ИА «Росбалт» Николай Ульянов в пятницу направил Генеральному прокурору РФ Юрию Чайке заявление с просьбой о проверке правомочности действий и решений ряда сотрудников МВД РФ и судьи Смольнинского районного суда г. Санкт-Петербурга, так или иначе касающихся информационного агентства и его журналистов.

В заявлении указывается на неадекватную реакцию со стороны отдельных сотрудников МВД РФ на публикации, посвященные расследованию уголовного дела в отношении криминального авторитета З. Калашова по кличке «Шакро Молодой». «Мы считаем неправомерным, что журналистов „Росбалта“ привлекают свидетелями по уголовным делам, возбужденным по заявлениям лиц, фигурировавших в материалах официального расследования в отношении Калашова, вызывают на допросы в МВД РФ, а в московском офисе редакции произведен обыск, изъята дорогостоящая аппаратура, сорван творческий процесс и дестабилизирована жизнедеятельность информационного агентства», — говорится в заявлении.

При этом обращается внимание на удивительный факт, что призванные бороться с преступностью сотрудники правоохранительного ведомства, по сути, «зачищают» информацию, изобличающую известного всей стране криминального авторитета З. Калашова.

«В поддержку журналистов „Росбалта“ выступили многие наши коллеги, свою озабоченность проведенным в агентстве обыском высказали Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Постоянная комиссия Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) по свободе информации и правам журналистов, — говорится в заявлении. — Особенно важно, что в ходе дискуссии членами СПЧ высказывалось мнение, что такой инструмент, как обыск, позволяет сотрудникам правоохранительных органов обходить гарантии, предоставляемые журналистам Законом РФ о СМИ. Ведь в соответствии со ст. 41 Закона о СМИ „редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случаев, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом“. Такое же правило ст. 49 Закона о СМИ устанавливает и для отдельного журналиста. В случае производства обыска в служебных кабинетах журналистов „Росбалта“ соответствующего требования суда у оперативных сотрудников МВД не было, и, как видно из вынесенного П.П. Миловановым постановления, они его и не запрашивали».

Кроме того, в заявлении главного редактора «Росбалта» отмечается: «Рассматривая сложившуюся ситуацию в целом, хочу обратить внимание на то, что сбор информации из конфиденциальных источников является законным правом журналистов, а ограничение такого права является нарушением защищаемых российской Конституцией свободы слова и права на свободное распространение информации».

В письме содержится просьба журналистского коллектива «Росбалта» Генеральному прокурору РФ Юрию Чайке «взять прокурорскую проверку данного заявления под личный контроль в связи с особой общественной значимостью событий». Редакция просит проверить правомерность возбуждения и расследования уголовных дел, а также решения суда в отношении ИА «Росбалт» и журналиста А.Ю. Шварева.