Posted 13 августа 2019,, 13:45

Published 13 августа 2019,, 13:45

Modified 31 января, 23:32

Updated 31 января, 23:32

Малолетние бузотеры или домашние пофигисты?

13 августа 2019, 13:45
По России прокатилась волна протестов, и на акции вышли люди, которые родились и выросли при Путине. «Росбалт» выяснил, чем они недовольны.

В 2017 году на акции в Томске выступал пятиклассник. Школьник стал звездой Рунета и вдохновил певицу Алису Вокс на запись трека «Малыш», ставшего, видимо, последним из ее хитов. Тогда в Facebook среди взрослых были активные дискуссии на тему «а стоит ли вообще школьникам принимать активное участие в политической жизни». Но молодые россияне никого не спрашивают — на ставших регулярными протестных акциях в столице их едва ли не большинство. Мы спросили самих людей, вся жизнь которых прошла в условиях культа стабильности, что они думают о протестных акциях и участии в общественных активностях.

Дар, 17 лет, студент, Москва:

Я думаю, что в РФ неправильно сформировано электоральное законодательство. Оно изначально выглядит таким образом, что во много раз усложняет процедуру «прохождения кандидата в бюллетени». Местные, городские и центральные избиркомы имеют возможность трактовать подписные листы по-своему. Это позволяет правящей верхушке излишне влиять на предвыборную ситуацию.

Согласованные и несогласованные акции важны для формирования в России гражданского общества и инструментов воздействия на власть. И, безусловно, акции протеста должны иметь место в любой стране с нравственно правильно организованным государственным аппаратом и элитой. Моя мама в этом ничего не понимает. Отец согласен с этой позицией на 90%. Он и сам участвовал в различных акциях протеста. Как в РФ, так и в СССР.

Стас, 17 лет, студент, Москва:

У меня двоякое впечатление от ситуации с выборами в МДГ. С одной стороны, это кажется мерзким беспределом, про который необходимо рассказывать каждому гражданину РФ. Нужно бороться за свои права, выходить на улицу и требовать освобождения политзаключенных и здравого смысла. С другой стороны, по моему мнению, такие события не вызывают никого удивления, ведь все это — результат продолжительной наглости со стороны чиновников и полицейских, а также абсолютного пофигизма и боязни загреметь за решетку, полученных в результате воспитания «свидетелями СССР», со стороны других граждан.

Тут надо кое-что прояснить: я не являюсь сторонником какого-либо независимого кандидата в МГД. Я ни в коем случае не поддерживаю Навального и его идеи реформации России. Я не ставил подпись за Любовь Соболь (и не поставил бы, будь у меня такая возможность). Более того, я даже благодарен Сергею Семеновичу за велосипедные дорожки и выделенные для общественного транспорта полосы. Но беспредел, который позволяют себе лица, занимающие руководящие должности в системе, признавшие несогласных с чем-то москвичей мертвыми, и не допустившие до выборов независимых кандидатов, исполнивших закон; тот ужас, который вижу я и все остальные люди на улице нашей столицы, когда мирно идущих женщин и подростков буквально избивают резиновыми дубинками за их позицию, все это только раздражает и предлагает сознанию варианты, созвучные с идеями либо об иммиграции, либо о незаконной борьбе с нынешним политическим режимом.

Но самым поражающим во всей этой истории оказывается то, что есть люди, которые совершенно не понимают ту плачевную ситуацию, в которой мы все оказались. Они смотрят федеральные каналы и потом ругают своих детей: мол, нельзя поддерживать американцев! Некоторые своих чад даже в полицию сдают. Такой, например, является и моя мама, которую я безумно люблю, но которой абсолютно фиолетово, что на самом деле происходит с Жуковым, Яшиным, Соболь и другими неравнодушными гражданами. По «Первому» же сказали: подписи подделаны, люди пришли на концерт ради любимых рэперов, недовольных нынешней властью нет. Рад, что с течением времени таких становится все меньше, люди открывают себе и другим глаза, осознают ужас происходящего. Когда-нибудь в нашей стране будут честные выборы и свобода слова! Надеюсь, к тому времени я еще буду жить.

Юля, 18 лет, студентка, Волгоград:

Я не из Москвы, поэтому не следила за столичными выборами ровно до того момента, как возник общественный резонанс. Смотрю на это и понимаю — где-то я все уже видела. Не всю ситуацию целиком, а то, как поступают обладающие властью люди, которые стремятся эту самую власть сохранить. Но в подробности я не углублялась, поэтому не могу точно сказать, кто прав, а кто виноват.

Митинги — это для меня немного про другое. То, что происходит сейчас в Москве, касается не только выборов. У людей в этом случае тоже сработал стадный инстинкт — за лозунгами про честные выборы кроются очень старые, наболевшие раны, которые до этого было страшно показывать в одиночку. Идут на митинги люди бесстрашные. Я бы, если честно, не пошла. Я люблю свою страну и хочу изменить ситуацию в ней в лучшую сторону, но себя я люблю больше. Видя работу Росгвардии, понимая, что в ходе митинга я потенциально могу получить увечья, я остаюсь дома, где всей душой переживаю за соотечественников на акции. И таких людей, как я, много. Митинги привлекают к себе внимание, и у этого есть две стороны. Есть часть россиян, которые открывают для себя много неприятных, отрезвляющих вещей, начинают смотреть на правительство с другой стороны. Но есть и те, которые доверяют только государственным каналам. Причем в моем провинциальном городе консерваторы есть и среди людей более взрослых, и среди молодежи.

Олег, 18 лет, абитуриент, Москва:

Ситуация с выборами в целом — плохая, потому что органы власти теряют поддержку народа, и кредит доверия к ним сейчас все меньше и меньше. Разве это может быть хорошо? Мне лично ситуация не нравится. Но меня — как жителя города и простого обывателя — все устраивает. Я просто не разбираюсь.

«Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Сейчас получается, что это не соблюдается. Если не соблюдается, значит — плохо. Рано или поздно начнет соблюдаться, но с лишними затратами ресурсов: времени, денег и т. д. Уличные акции? На мой взгляд, важно появление конкуренции, и пока ее нет. Поэтому если с их помощью мы чего-то добьемся, то будет хорошо. Нужно, чтобы акции перестали быть маргинальными, но и чтобы с их помощью нам не пудрили мозги другие люди.

Эдуард, 19 лет, студент, Санкт-Петербург:

Не могу сказать, что был на всех митингах, которые проводились в моем городе, но по возможности стараюсь не пропускать такие события. Находясь среди людей (преимущественно молодых, что не может не радовать), которые так же, как и я, выходят на улицы выразить свое мнение, я чувствую себя маленькой частью чего-то большого и важного. Мы, молодые ребята, которые только вступают во взрослую жизнь и сталкиваются с российскими реалиями, особенно остро воспринимаем любые несправедливости в нашей жизни. И, выражая свое мнение, мы хотим быть услышанными.

Я не могу понять, почему власть не прислушивается к народу. Насколько я знаю, во многих странах подобные митинги часто становятся причиной смены власти, а у нас — арестом нескольких тысяч людей. Я, правда, никогда задержан не был — стараюсь не вести себя провокационно и ходить только на согласованные акции. Хоть сам закон о необходимости согласования протестов я считаю абсурдным, стараюсь подстраховываться, ведь не раз участие в митингах становилось причиной проблем в школах и университетах.

Старшее поколение пытается объяснить нам, что ничего в России менять не надо, сравнивая жизнь сейчас с СССР и с девяностыми годами прошлого века. Но мы не знаем, как было раньше. Мы родились, пошли в школу, закончили ее и поступили в университеты во время правления одного президента. Мы не думаем, о том, как было раньше — плохо или хорошо. Мы думаем о настоящем и о будущем. Мы хотим быть уверенными в завтрашнем дне, хотим знать, что сможем найти достойную работу, хотим верить в российскую медицину… Мы хотим перемен. Именно поэтому мы выходим на улицы. Именно поэтому я хожу на митинги. Я хочу верить, что когда-нибудь наступит время, когда власть услышит людей, и наше мнение будет что-то значить.

Екатерина, 18 лет, абитуриентка, Санкт-Петербург:

Интереса к политике, если честно, я никогда не проявляла. В моей семье не поднимались подобные темы, никто из домочадцев не обсуждал, что происходит в политической сфере страны. Поэтому для меня это не было актуально. Я не ходила на митинги, не читала статьи, никогда не интересовалась политикой.

Но за последние годы многие в социальных сетях стали высказываться относительно политической ситуации в России. Только прочитав их посты, посмотрев видео очевидцев, я поняла, насколько у нас все плохо с возможностью высказать свое мнение. Людей забирают, бьют ни за что — ни возраст, ни пол не важны. Никто их не слушает, никого не интересует, что именно волнует общество. Несмотря на закон о мирных собраниях, органы охраны порядка жесточайшими способами забирали людей, часто даже не участвовавших в событии.

И когда видишь все это, становится просто страшно. Я девушка, мне 18 лет. Мне жутко от мысли, что меня могут задержать за то, что я хочу высказать свое мнение. Разве это нормально? Поэтому на последние митинги (как в Москве, так и в Петербурге) я не ходила. Страшно за свою жизнь.

И еще: сколько раз проводились подобные мероприятия? 5, 10, 100 раз? Однако разве можно сказать, что многие высказывания общества были услышаны властью? Нет. И вот это действительно грустно. Власти говорят о демократии, о важности общественного мнения и о силе влияния народа, но ничего этого нет. Для меня это стало еще одной причиной не ходить на подобные выступления.

Да и представители Росгвардии, по моему мнению, часто ведут себя возмутительно. Вместо того, чтобы защищать народ, они калечат людей и их жизни. Я очень надеюсь, что ситуация в будущем изменится, люди смогут без страха высказывать свое мнение, демократия и свобода слова станут реальностью, а не просто словами в законодательных актах.

Записали Ксения Гуляева, Алексей Волошинов