Posted 4 июля 2001,, 10:37

Published 4 июля 2001,, 10:37

Modified 2 апреля, 14:50

Updated 2 апреля, 14:50

Рейс Екатеринбург-Владивосток. Хроника трагедии.

4 июля 2001, 10:37

ВЛАДИВОСТОК. Вчера, 4 июля, во Владивосток пришла беда. Включив утром радиоприемники, приморцы узнали страшную новость - несколько часов назад под Иркутском разбился самолет ТУ-154 М, совершавший рейс Екатеринбург-Иркутск-Владивосток. Погибли 145 человек.

Родственники и друзья, ожидавшие возвращения близких рейсом ?352, который должен был прибыть во Владивосток в 9:50 по местному времени, бросились в аэропорт. Но услышали там официальное подтверждение компании "Владивосток-авиа", которой принадлежал самолет: спасенных нет. Кто-то из родственников узнал о трагедии только в аэропорту.

Связь с ТУ-154 была потеряна в 4:10 по местному времени, в то время, когда самолет находился в 34 километрах от Иркутска в районе села Бурдаковка. За три минуты до аварии командир корабля выходил в радиоэфир и доложил земле, что на борту все в порядке. После третьей попытки приземлиться лайнер рухнул вниз. Как сообщает РИА "Новости", по свидетельствам очевидцев, самолет падал плашмя, затем раздался взрыв, и на месте обрушившихся обломков начался пожар. Из местных жителей никто не пострадал - летчики дотянули машину до леса. Оперативно прибыли на место спасатели и пожарные, но спасать было уже некого - находили только фрагменты людей. Оба "черных ящика" уже обнаружены и отправлены на расшифровку.

О случившемся тут же доложили президенту РФ. Для расследования причин трагедии создана правительственная комиссия во главе с вице-премьером Ильей Клебановым, которая сейчас уже должна вылетать в Иркутск. Руководитель МЧС России Сергей Шойгу, который прибыл в Бурдаковку через несколько часов после трагедии, высказал предположение, что причиной аварии стал отказ трех двигателей. В то же время правоохранительные органы не исключают возможность теракта.

Заместитель генерального директора компании "Владивосток-авиа" Владимир Разбежкин на пресс-конференции отказался комментировать возможные причины аварии. Он лишь рассказал журналистам, что потерпевший крушение самолет был куплен у одной китайской авиакомпании и после ремонта, сделанного на Внуковском авиационном заводе, два месяца работал на внутрироссийских линиях. Перед вылетом из Екатеринбурга претензий к его техническому состоянию у специалистов не было.

Компания "Владивосток-авиа" существует с 1992 года. Она акционировалась через два года после создания. Вертолеты и самолеты авиакомпании летают на внутрироссийских и на внешних рейсах - в Папуа Новую Гвинею, Малайзию. Три года назад, в 1998 г., один из самолетов авиакомпании, совершавший санитарный рейс в Гаити, уж потерпел крушение. Однако авария ТУ-154 - самая серьезная в истории "Владивосток-авиа" и одна из самых крупных в истории российской авиации. Специалисты считают, что некогда надежные машины просто выработали свой ресурс.

По статистике, которую в день аварии сообщила телекомпания НТВ, самолеты ТУ-154 более десяти лет доминировали в советской гражданской авиации. Однако именно с этой моделью связаны самые крупные авиакатастрофы.
1985 год - в Средней Азии погибли 200 человек.
90-е годы - практически ежегодно или в России, или за рубежом разбивался ТУ-154.
В январе 1994 г. под Иркутском упал самолет компании "Байкал-авиа", погибли 120 человек.
6 декабря 1995 г. лайнер, совершавший рейс по маршруту Южно-Сахалинск-Новосибирск рухнул в горах Сихотэ-Алиня. Почти месяц спасатели искали обломки самолета и останки 97 погибших.
В августе 1996 г. при заходе на посадку на норвежском архипелаге Шпицберген врезался в гору еще один ТУ-154 - погибли 140 шахтеров из России и Украины.
В 1997 г. в аэропорту города Шаржа разбился самолет, совершавший чартерный рейс из Таджикистана в Объединенные Арабские Эмираты. Чудом уцелел лишь один человек из 97, находившихся на борту.
В 1994 и 1999 годах ТУ-154 падали в Китае, а в 1998 г в Эквадоре разбился кубинский лайнер. Во всех трех случаях катастрофы привели к многочисленным человеческим жертвам.

Самолеты ТУ-154 были сняты с производства лишь в 1996 году, однако до сих пор воздушный флот России и еще 14 стран мира эксплуатирует около 1000 этих лайнеров. Всего 6 лет назад 11 таких самолетов входили в состав правительственного авиаотряда.

На пресс-конференции во Владивостоке заместитель генерального директора компании "Владивосток-авиа" Владимир Разбежкин подчеркнул, что лайнером управляли опытные и ответственные пилоты, много лет работавшие на самолетах подобного класса - командир Валентин Гончарук и второй пилот Сергей Диденко. Кроме них погибли еще 5 членов экипажа - штурман Николай Сакрытин, бортинженер Юрий Степанов, бортпроводники Ольга Белозерова, Анна Бирюкова, Евгения Исаева, Елена Куликова и Виктор Морозов.

Пассажиров на борту было 136 человек, из них 95 должны были долететь до Владивостока. В числе погибших предположительно было 6 детей и 12 иностранцев, скорее всего, граждан КНР. Представители авиакомпании особо отметили, что детей до двух лет в список пассажиров вносить не принято. Список пассажиров, купивших билет на роковой рейс обнародован, однако в него еще могут вноситься коррективы.

Компания "Владивосток-авиа" открыла прямую телефонную линию, по которой можно получить информацию о трагедии - (4243) 307-261 и 307-222.

Разбившийся самолет был застрахован дальневосточной страховой компанией на 60млн рублей. Семьям погибших членов экипажа будет выплачено страховой компанией по 27 тысяч рублей плюс 100 тыс. по страховке "Владивосток-авиа". Семьям погибших пассажиров страховая компания заплатит по 12 тысяч рублей.

Сегодня, 4 июля, в полдень из Владивостока в Иркутск вылетела комиссия специалистов "Владивосток-авиа" во главе с генеральным директором компании Владимиром Сайбелем. К концу дня в Иркутск полетят и родственники погибших, которым уже заказаны места в гостинице.

В аэропорту Владивостока начала работать группа по оказанию ритуальных услуг, которая берет на себя кремацию останков погибших и доставку урн с их прахом с места трагедии во Владивосток для захоронения. Администрация Приморского края выразила соболезнование родным и близким погибших и объявила о создании фонда помощи их семьям, реквизиты будут названы в ближайшие дни. Все желающие смогут перечислить пожертвования семьям погибших.

5 июля объявлено в Приморье днем траура по трагически погибшим в катастрофе самолета ТУ-154М компании "Владивосток-авиа". Все мероприятия в крае начнутся завтра с минуты молчания, будут приспущены государственные флаги на административных зданиях.

Татьяна Надеина, ИА "РОСБАЛТ", Владивосток