Posted 7 июля 2001,, 13:58

Published 7 июля 2001,, 13:58

Modified 2 апреля, 14:49

Updated 2 апреля, 14:49

Реформу МВД осуществляет политик. И называется она революцией

7 июля 2001, 13:58

МВД готовит революцию в собственной структуре. Заявления Бориса Грызлова о начале реформирования милицейской системы СМИ расценивают именно так. Правда, не слишком многочисленные СМИ. Но, очевидно, здесь - просто вопрос времени.
С другой стороны, сама тактика, выбранная для начала реформы подтверждает, что назначение Бориса Грызлова на пост министра МВД, так удивившее многих в свое время, было точным расчетом президента: только гражданский человек, да еще вкусивший прелести публичной политики, может четко следовать в фарватере реформаторских идей Кремля.

Два издания попытались расширить сообщения информационных агентств о новых кадровых назначениях в структуре МВД и заявление Бориса Грызлова о том, что реформирование МВД будет продолжено. Отметим, новости освещали, в основном, кадровые назначения, а про само реформирование говорилось только в качестве 'зачина'. Так, слушатели радио 'Маяк' смогли получить информацию о начале изменений в МВД в следующем виде: 'Реформирование системы МВД будет продолжаться. Об этом заявил глава ведомства Борис Грызлов. По его словам, "все основные кадровые назначения уже сделаны". И далее: 'В соответствии с указом президента, основное реформирование МВД должно было пройти в течение месяца, и этот срок закончился 4 июля'.

О сути самих изменений весь этот отпущенный президентом месяц СМИ обществу как-то не очень активно рассказывали. Вряд ли оттого, что не было интереса к этой информации. Скорее, такова была тактика руководства МВД. Практически, только накануне намеченной даты - 4 июля - Борис Грызлов публично обсуждал и проблемы своего ведомства, и пути их разрешения. И только 4 июля 'Известия' и 6 июля 'Деловой Петербург' посвятили этой теме первые полосы своих изданий.

'Известия' дают подробный перечень новых назначений, не вдаваясь, впрочем, в их анализ. Упор сделан на то, что 'большинство начальников управлений МВД потеряли свои посты'. При этом 'Известия' подчеркивают, что 'все назначения произошли очень неожиданно: очевидно Грызлов намеренно произвел столь резкую ломку, не растягивая по времени кадровую реформу.
Отметим еще раз, что 'неожиданные' кадровые решения были сделаны буквально накануне намеченной даты.

'Деловой Петербург' в статье под названием 'МВД готовит революцию сверху' основе внимание уделило заявлению Бориса Грызлова о том, что разрабатываются новые критерии оценки работы МВД. Как пишет 'ДП', 'Действующая система не позволяет оценить как уровень преступности, так и работу сотрудников милиции. Поэтому МВД намерено отказаться от так называемого 'процента раскрываемости (его применение, вероятно, будет ограничено кругом особо тяжких преступлений) и ввести в критерии оценки 'мнение населения'. Предполагается, что с 1 января 2002 года новая система заработает в одном из субъектов каждого федерального округа, а с середины 2002 года на нее перейдет все МВД'.

В каких именно субъектах будет апробированы новые критерии, газета не сообщает - очевидно, потому, что сам Борис Грызлов эту информацию не озвучил. Скорее всего, органы милиции не слишком оптимистично воспримут нововведения, ведь фактически, как пишет 'ДП', министр МВД пытается заставить подчиненных отказаться от привычки скрывать 'висяки' и провоцировать заведомо раскрываемые преступления. А потому и субъекты для начала работы по-новому будут названы в самый последний момент.

И по кадровым изменениям, как отмечает 'ДП', Грызлов высказывался крайне осторожно. Зато то, что происходило в минувшую среду в Центре стратегических разработок, 'ДП' описало таким образом, что становится, наконец, абсолютно понятным назначение на должность министра МВД именно Бориса Грызлова.

Во-первых, как отмечает 'ДП', 'впервые в российской действительности специфические проблемы правоохранительных органов обсуждались публично'. Причем, на круглом столе 'Эффективность деятельности органов МВД: новые критерии оценки' с докладами выступали такие разные бывшие министры МВД, как Сергей Степашин и Анатолий Куликов. И еще писатели - Аркадий Вайнер и Александра Маринина. Очевидно, что при подготовке мероприятия Грызлову очень пригодился опыт публичного политика.

Кроме того, как следует из статьи в 'ДП', политики и писатели говорили, главном образом, о том, что 'надо менять кадровый состав'. Вряд ли такой взгляд на вещи противоречит мнению Бориса Грызлова, однако озвучили эту мысль популярные писатели и влиятельные политики, что тоже - характерная деталь, показывающая политические способности гражданского министра МВД. Кстати, когда политики говорили о том, что 'Сейчас одна из угроз в том, что правоохранительные органы сами станут преступным сообществом', а потому 'необходима смена поколений', высокие милицейские чины не возразили, но уточнили: 'Менять не по возрасту, а по стереотипам'.

Таким образом, очевидно, что мало кто сомневается в том, что кадровые изменения в МВД ограничатся только перестановками в первом эшелоне. Однако никто не может сказать, что будет происходить 'на земле'. Что происходит сейчас - известно:
'Молодые сыщики не знают, как раскрыть преступление, но знают, как его скрыть'. (Председатель комитета по безопасности ГД РФ Александр Гуров).

Что с этим делать?Где найти 'молодых сыщиков', которые руководствовались бы другими 'стереотипами'?Одно предложение 'ДП' отмечает: Алекандра Маринина предложила 'придать МВД 'женское лицо' и отказаться от академического образования в высших школах милиции, сосредоточив усилия на привитии курсантам навыков оперативной и агентурной работы'.

Сам Борис Грызлов пока говорит о необходимости вернуть доверие населения. Слова, впрочем, не новые. И даже критика в адрес ГИБДД, прозвучавшая по праздничному поводу, тоже не know how Бориса Грызлова - помнится, Владимир Рушайло тоже делал это под профессиональный праздник. Но вот сказать, что 'ГИБДД должна стать службой, более любимой народом' - такое мог сказать только публичный политик. При этом, как передал корреспондент РИА "Новости", министр заявил, что необходимо разработать более качественную систему отбора кадров.

Как видим, министр-реформатор снова говорит о кадрах. Но только обозначает цели - механизм не раскрывает. Получается, что единственным названным инструментом совершенствования деятельности органов внутренних дел остается новый критерий эффективности, включающий 'народную оценку'.

С точки зрения публичного политика - этого вполне достаточно. Но чем реально будет подкреплена решимость реформировать МВД, пока не ясно. Возможно, потому, что так легче устраивать 'революцию сверху'?

Наталья Старичкова, ИА 'Росбалт'