Posted 7 октября 2001,, 13:14

Published 7 октября 2001,, 13:14

Modified 2 апреля, 14:33

Updated 2 апреля, 14:33

Трагедия ТУ-154. Как слышим?

7 октября 2001, 13:14

Гибель самолета ТУ-154, следовавшего из Тель-Авива в Новосибирск, стала новостью N 1. И российские, и зарубежные СМИ полны подробностями, версиями, комментариями. Однако есть ощущение, что эта катастрофа стала трагедией только для близких погибших.

В четверг, во время дневного выпуска 'Новостей' на ОРТ, диктор зачитала срочную информацию о том, что вблизи российского побережья Черного моря потерпел катастрофу российский самолет. Информация была короткой и никаких подробностей не содержала. В течение нескольких часов никто не знал, что, собственно, произошло: то ли самолет взорвался, то ли 'ушел' в море: Но как только сообщили, что подавляющее число пассажиров погибшего самолета - граждане Израиля, первая мысль была - теракт.

Эта мысль казалось настолько естественной, что первые сообщения о том, что американские спецслужбы решительно отвергают версию теракта и утверждают, что причина гибели 78 человек - ракета, выпущенная украинскими ПВО в ходе учений, многим показались... чисто политическими. Но СМИ начали на все лады комментировать именно эту версию.

При этом - на лицо, возможно, чисто психологический аспект: о том, что погибли люди, что это - огромная человеческая трагедия, как-то не вспоминается. Даже количество погибших - просто цифру - журналисты, по большей части упускали, торопились уделить внимание совсем другим вопросам. И здесь, пожалуй, не стоит видеть профессиональный цинизм или равнодушие - похоже, сознание отказывается воспринимать трагедию, потому что есть некий предел, превышение которого опасно для сохранения этого самого сознания.

Но отметить это стоит, потому что трагедий, связанных с массовой гибелью людей, судя по всему, будет не мало...

Что же касается того, чему предпочитают уделять внимание СМИ в связи (именно - в связи!) с катастрофой ТУ-154, здесь тоже могут быть интересные наблюдения. Потому что здесь уже можно говорить и о цинизме - 'если дело все-таки в украинской ракете, то какие выгоды получит Россия?', и о недоверии властям - 'И так все знают, но тянут время', и о клишированном геополитическом мышлении - 'Кто подставил Украину?', 'Провокация' против российско-украинского сотрудничества...

По поводу 'выгоды'.
'Известия' пишут, что Дмитрий Тренин, зам директора московского Центра "Карнеги" предположил: 'в случае подтверждения этой версии Россия будет держать этот случай в качестве веского аргумента "на всякий случай".

Дни.ru тоже рассуждают о 'выгоде': 'Скандал с Украиной, безусловно, России невыгоден. Он способен только отдалить две когда-то единые страны друг от друга. Если эта версия верна, то гораздо выгоднее выторговать какие-либо уступки у братьев-славян подковерно. И вполне вероятно, что подобные торги уже происходят - в тот же вечер Украина приняла все российские условия по вопросу о реструктуризации своей задолженности за российский газ'.

Когда-то Булат Окуджава написал: 'Каждый пишет, как он слышит, как он дышит, так и пишет'. Правда, поэт имел в виду своих собратьев по перу, не журналистов. Но если, так сказать, экстраполировать, можно прийти к любопытному вопросу: есть ли разница между цинизмом в политике и цинизмом в журналистике? И осталось ли право у журналистов обвинять политиков в цинизме?

Вопрос, что называется, открытый. Но вот что точно осталось, даже, пожалуй, закостенело в журналистском менталитете - это недоверие к власти: 'если самолет был действительно сбит, Москва и Киев могли попытаться договориться не предавать этот факт огласке в течение какого-то времени. Хотя, судя по всему, скрыть детали катастрофы на сей раз будет крайне сложно'. ('Известия')

Тот факт, что секретарь Совбеза публично, на пресс-конференции в Сочи заявляет, что 'Россия направила США, Турции и Украине официальные запросы по предоставлению любой информации, имеющей отношение к полету и катастрофе самолета Ту-154 под Адлером' (Страна.Ru), что расследованием причин катастрофы занимается и специальная комиссия из Израиля, даже то, что для обеспечения непрерывности поисков на месте трагедии из Новороссийска вышел танкер "Иман", везущий на борту запасы топлива, пресной воды и продукты для судов, находящихся в районе падения самолета - все эта информация скользит по краю клишированного сознания.

Гораздо легче воспринимаются совсем другие соображения: 'Можно предположить, что в Москве уже через несколько часов после трагедии знали об истинных причинах катарстрофы. Отметим, что на экстренное совещание к президенту Путину прибыл не только директор ФСБ Николай Патрушев, но и министр обороны Игорь Сергеев. Представители российского командования присутствовали на украинских учениях - именно они могли первыми доложить руководству о причинах ЧП' . ('Известия')

Общий вывод газеты - руководство все знает, но не торопится об этом сообщать. И, в общем, предпочло бы не сообщать вовсе, но уже не получится. Интересно, если даже так, если президенту доложили именно версию катастрофы из-за украинской ракеты - что, надо было немедленно, без всяких документов, ее озвучивать? Оно, конечно, некоторым журналистам, может быть, было бы интереснее, но ведь речь идет все-таки о чрезвычайно серьезных обвинениях, да еще на государственном уровне...

Впрочем, о межгосударственных отношениях тоже пишут. И тоже - клише. Чего стоит заголовок 'Кто подставил Украину?', использованный одним из популярных сайтов... Депутаты Верховной рады Украины уже поделились со Страной.Ru своей уверенностью в том, что 'катастрофа самолета используется как повод для ухудшения украино-российских отношений'. Кем? Георгий Крючков, народный депутат Верховной рады утверждает:
'Вся ситуация с российским самолетом похожа на провокацию, поскольку обвинения в адрес Украины прозвучали от агентств США и их партнеров, которые хотят быть наставниками Украины. Не исключено, что они хотят повязать Украину кровью как в воровском сообществе'.

Вот нечем сейчас заняться 'США и их партнерам', только как провокациями с многочисленными человеческими жертвами! Правда, это мнение украинского депутата - у нас тоже есть парламентарии, склонные к экстравагантным заявлениям. Но вклад в клиширование сознания - очевиден.

Можно утешиться тем, что другой депутат Верховной рады Украины - Петр Цыбенко высказался мудро: 'Если подтвердится, что Украина виновата в трагедии с ТУ-154, то нашим странам придется пройти и через это'. (ukraina.ru)

После шока 11 сентября у мира появился шанс на новое осмысления слова 'безопасность' и новые, другие подходы к формированию системы,которая обеспечивала бы такую безопасность. Если все-таки именно ракета погубила пассажиров трагического рейса, то, это, конечно, была трагическая случайность. Но - подобные случайности уже бывали в мире. Сейчас, когда СМИ пестрят заголовками о Третьей мировой, страны спешно усиливают подготовку своих армий к возможным военным действиям. Гораздо более важным был бы ответ на вопрос: нужны ли нам очередные случайности с очередным ошибочным попаданием по мирным целям для того, что бы хотя бы странам-соседям подумать о системе общей защиты от трагических случайностей?

Наталья Старичкова, ИА "Росбалт"