Posted 22 октября 2001,, 10:46

Published 22 октября 2001,, 10:46

Modified 2 апреля, 14:29

Updated 2 апреля, 14:29

Министр МПС пойдет под суд?

22 октября 2001, 10:46

19 октября утром на допрос в Генеральную прокуратуру был вызван министр путей сообщения РФ Николай Аксененко. По версии пресс-службы МПС, министр приехал туда в качестве свидетеля и ответил на вопросы, связанные с деятельностью ведомства в недавнем прошлом.
Генеральный прокурор не видит в допросе министра ничего из ряда вон выходящего, но в МПС уже подыскивают адвокатов для Н.Аксененко.

Представители Генпрокуратуры отказались давать официальные комментарии о темах беседы с министром. В неофициальных беседах они говорили, что следователи уже давно хотели допросить Н.Аксененко в качестве свидетеля. Его несколько раз вызывали для беседы, и 19 октября министр все же прибыл на допрос в следственное управление Генпрокуратуры. Однако просто беседой посещение генпрокуратуры не ограничилось.

После допроса следователь предъявил министру постановление о привлечении его в качестве обвиняемого по статье "превышение должностных полномочий" (ст.286 УК РФ). Руководитель МПС отказался подписывать постановление о предъявлении обвинения. Кроме того, Н.Аксененко отказался подписывать подписку о невыезде. Факт отказа от подписи зафиксирован в порядке, установленном законом.

В Генпрокуратуре пояснили, что "отказ Н.Аксененко подписывать постановление о предъявлении ему обвинения и подписки о невыезде не меняет его статуса обвиняемого по этому уголовному делу". В настоящее время прокуратурой проводится работа по проверке материалов о нарушениях, выявленных в министерстве путей сообщения Счетной палатой Российской Федерации.

Речь идет о незаконном расходовании государственных средств в 1997 году на общую сумму 700 миллиардов руб. (недоминированных), предназначавшихся для реализации правительственной программы по т.н. "Северному завозу".
Говорят, что Николай Аксененко был крайне раздражен, и после отказа подписывать какие-либо бумаги со словами, что он "будет жаловаться", уехал.

Некоторые СМИ поторопились сообщить, что Н.Аксененко подал прошение об отставке. Между тем, заместитель руководителя аппарата правительства Алексей Волин заявил журналистам, что "ничего не знает ни о возбуждении уголовного дела против Аксененко, ни об его отставке".

В МПС также опровергают все эти сообщения. Руководитель центра общественных связей министерства Александр Вершинин заявил, что Н.Аксененко "в отставку не подавал и подавать не собирается и никакой подписки о невыезде с него никто не брал". По его словам, министр действительно был "на беседе" в Генпрокуратуре, но вопросы, которые ему задавались, касались хозяйственной деятельности министерства.

В Генпрокурор РФ прокомментировал сложившуюся ситуацию следующим образом: "допрос в прокуратуре - это еще не факт того, что доказана полностью вина человека. Окончательную точку поставит суд. Я думаю, что нам рано говорить об этом деле".
Анонимные источники в МПС уверяют представителей СМИ, что никаких обвинений министру предъявлено быть не может, поскольку нарушений в железнодорожном ведомстве до сих пор обнаружено не было.

Тем не менее в прессе периодически всплывают обвинения Н.Аксененко в нецелевом использовании бюджетных средств, колоссальных затратах на создание волоконно-оптических линий связи, осуществляемое компанией "Транстелеком", предоставлении скидок разным экспедиторским компаниям (например, "МТК Юнитранс", которая связана с возглавляемой сыном министра Н.Аксененко компанией "Финартис").

Впрочем, приближенные министра МПС постоянно подчеркивают, что вызов Н.Аксененко в Генпрокуратуру связан с тем, что кому-то, видимо, очень не хочется, чтобы реформа российских железных дорог, поддержанная президентом России и уже утвержденная правительством РФ, была воплощена в жизнь.

Сам Н.Аксененко на следующий день после вызова в Генпрокуратуру публично опроверг сообщения о том, что подал в отставку и дал подписку о невыезде. На экстренной пресс-конференции министр также дезавуировал информацию о том, что Генпрокуратура предъявила ему обвинение. "Никаких заявлений об отставке не было и нет. Для этого нет необходимости и основания.

"Да, действительно, 19 октября в качестве свидетеля я имел встречу с работниками Генпрокуратуры по поводу возбуждения уголовного дела по фактам хозяйственной деятельности МПС", - заявил Аксененко. По словам министра, в Генпрокуратуре ему дали ознакомиться с материалами уголовного дела. Согласно этим материалам, следователи выдвигают обвинение в перерасходе при выплате заработной платы и командировочных работникам МПС из внебюджетных фондов. Общая сумма перерасхода оценивается Генпрокуратурой в 70 миллионов рублей. Таким образом, полагает Н.Аксененко, в Генпрокуратуре просто забыли о том, что МПС - единственное министерство, совмещающее государственные и хозяйственные функции.

В основу уголовного дела, которое ведет следственное управление Генпрокуратуры, легли материалы Счетной палаты, которая закончила свой аудит МПС в июне 2001 г. Аудиторы Александр Кушнарь и Михаил Бесхмельницын так описывали схему злоупотреблений в министерстве:
часть балансовой прибыли предприятий отрасли переводилась в Транскредитбанк на счета многочисленных целевых фондов, созданных министерством. В 2000 году сумма этих отчислений, предназначенных на поддержание инфраструктуры отрасли, составила 52,8 миллиарда рублей. А дальше, по мнению А. Кушнаря, порядка 30% этих средств расходовались руководством МПС совершенно произвольно. Кроме того, произвольно расходуя средства самостоятельно учрежденных целевых фондов, Н.Аксененко решал и квартирные вопросы сотрудников.

Аналитики высказывают предположение, что атака инициирована "людьми, коммерческим интересам которых вредит нынешняя политика Аксененко". Они связывают возбуждение дела с возобновлением активности РСПП, который 22 октября проводит "круглый стол", посвященный железнодорожной реформе.

Николай Авилов, Москва