Posted 14 сентября 2002,, 10:10

Published 14 сентября 2002,, 10:10

Modified 2 апреля, 12:57

Updated 2 апреля, 12:57

Российская мечта об олигархе

14 сентября 2002, 10:10
Посмотрев фильм об олигархе "с русской душой", зритель уже никогда не полюбит настоящего, но "серого" олигарха - Бориса Березовского.

Новый фильм Павла Лунгина "Олигарх", прокат которого начинается в России 16 сентября, привлекает не только "звездностью" актерского состава - Владимир Машков, Мария Миронова, Александр Балуев, Марат Башаров, - но и скандальной "звездностью" прототипа главного киногероя - бывшего владельца автозаводов и телеканалов, "серого кардинала" российской политики, а ныне "лондонского изгнанника" Бориса Березовского.

"Олигарх" снят по роману "Большая пайка", написанному Юлием Дубовым, заместителем генерального директора АО "ЛогоВАЗ", давним партнером Березовского по бизнесу. Уже больше года вокруг фильма вьется рой скандальных домыслов и интригующих сплетен: что в съемках были задействованы настоящие охранники БАБа; что Березовский порывался финансировать производство фильма, но продюсер гордо отказался; что бывший "главный олигарх", тем не менее, стал главным консультантом или даже контролировал съёмки фильма.

"Щас! - опровергает домыслы продюсер "Олигарха", руководитель кинокомпании "СТВ" Сергей Сельянов. - Мы никому не позволим нас контролировать. Конечно, от денег Березовского мы отказались, но, собственно, он и предлагал их не нам, а Алексею Балабанову. Березовскому страшно нравится фильм "Брат-2", он постоянно возит с собой кассету с его записью. Он решил, что было бы здорово, если бы Балабанов снял и этот фильм, и предложил деньги ему. Причем предложил 70 миллионов долларов - сумма, сама по себе свидетельствующая о несерьезности намерений предлагающего".

Создатели "Олигарха" презентуют его как попытку в художественной форме изложить события, которые случились недавно, но уже успели стать историей - время перемен, возникновение большого бизнеса в России, появление олигархов. Однако, несмотря на то, что основным прототипом главного героя является Березовский, фильм отнюдь не про него. Авторы утверждают, что образ главного персонажа - собирательный...

"Совершенно не важно, когда действие фильма хронологически заканчивается, - считает продюсер Сергей Сельянов. - Анахронизм - это нормальный для художественной практики прием. Это абсолютный закон с художественной точки зрения. А фильм нужно просто смотреть - и всё".

Посмотрев "Олигарха", ловишь себя на мысли, что такой фильм вполне мог бы снять иностранец, продвинувшийся в изучении "русскости" чуть дальше традиционного набора из "водки, балалайки и медведя" еще на несколько понятий - "компартия", "перестройка", "бартер", "кидалово".
"Голливуд" так и сквозит на протяжении всей картины. К примеру, следователь Шмаков - этакий "русский Коломбо": кажущийся туповатым, вечно пьяный и расхаживающий в мятом плаще, - на самом деле умен и раскручивает дело с покушением на Маковского почти до конца. Враги Маковского обсуждают свои дела, естественно, в бане. А друзья главного героя, собравшись в клубе "Инфокара" (знаменитый "дом приемов "ЛогоВАЗа"?), рассказывают друг другу... анекдоты про новых русских.

По правилам всё того же Голливуда, герой должен быть, во-первых, "мачо" (как Машков), а во-вторых, даже будучи насквозь отрицательным, быть хоть немного хорошим - настолько немного, чтобы стать "положительным" до тошноты. Советская (на голливудской закваске) стилистика образа, созданного Павлом Лунгиным и Владимиром Машковым, не имеет ничего общего с тем Борисом Березовским, которого в течение нескольких лет чуть ли не ежедневно преподносили нам с телеэкранов (бизнесмен из науки, гений интриг, ловкий, но крайне осторожный, просчитывающий всё наперед магнат, могущественный "серый кардинал" и, наконец, "тайный злодей").

Платон Маковский с легкостью и юмором "сажает в лужу" партработника (впоследствии становящегося его злейшим врагом), у него же залихватски уводит жену; весело и стремительно делает деньги в период перестройки; выкручивается из самых острых ситуаций; обворовывая страну, остается порядочным бизнесменом; празднуя день рождения, где ему в качестве подарков подносят слона, скакуна и "Мисс России", сбегает с друзьями от гостей ("тут нам не дадут выпить"); свято верит в дружбу и не хочет осознать предательства друга детства.
И только в конце фильма, загнанный в угол со всех сторон, переживший покушение и потеряв троих друзей, Маковский решает переступить черту и стать настоящим олигархом - пойти до конца, чтобы завладеть всем.

Образ Платона Маковского - это российская мечта об олигархе. То, каким он должен быть. Лихим и удачливым. Смелым и решительным. Любимцем женщин. Хитрым аферистом, "делающим" государство, но при этом остающимся честным в отношении простых людей. Народным героем, который может, когда его офис окружат омоновцы, сказать журналистам: "У нас тут весело. У нас тут маскарад".

Павел Лунгин в интервью радио "Эхо Москвы" заявил, что если фильм "Олигарх" запустят в прокат, это означает, что в России есть свобода слова. "Персона Березовского - это, конечно, персона нон-грата, - комментирует Сергей Сельянов. - Хотя к прокату это отношения не имеет, прокат - дело коммерческое. Лунгин имел в виду, что в России всё-таки можно создать кино, которое "нельзя!", - и ничего страшного. Хотя то, что телевизионная премьера "Олигарха" состоится на государственном телеканале "Россия", тоже о многом свидетельствует".

Возможно, это свидетельствует как раз об уверенности руководства телеканала в том, что сравнение обаятельного киношного олигарха и "серого" настоящего - будет явно не пользу последнего. Народ Березовского и так не любил. Теперь же, узнав, каким должен быть олигарх "с русской душой", уже никогда и не полюбит.

Ирина Корнева. Санкт-Петербург