Posted 11 апреля 2003,, 14:35

Published 11 апреля 2003,, 14:35

Modified 2 апреля, 11:52

Updated 2 апреля, 11:52

Искусство не должно провоцировать политические скандалы в отношениях между Россией и Германией, считает профессор Клаус Дитер Леманн

11 апреля 2003, 14:35

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 11 апреля. "Искусство состоит из трех составляющих: искусство как искусство, искусство как деньги и искусство как политика", - считает директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Об этом он заявил в пятницу в рамках работы секции "Культура" российско-германского форума "Петербургский диалог". По его словам, многие проводимые Эрмитажем выставки "имеют остро политическое значение". По словам Пиотровского, в первую очередь это касается выставок так называемого трофейного искусства.

"Вопрос передачи перемещенных во время войны ценностей должен обсуждаться открыто, - считает директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Антонова. - Дрезденскую галерею, переданную Германии в середине 1990-х годов, мы могли видеть на протяжении четырех месяцев, а так называемую Балдинскую коллекцию, о передаче которой сейчас ведутся переговоры, мы хранили в тайне ото всех, увидели после политического скандала, и могли видеть ее только две недели. Это и порождает дополнительные сложности при переговорах".

"Искусство не должно провоцировать политические скандалы и осложнения в отношениях между Россией и Германией, - заявил президент фонда "Прусское культурное наследие" профессор Клаус Дитер Леманн. - Мы должны выработать единые стандарты и решения по перемещенным ценностям".

Для решения вопроса о перемещенных ценностях в рамках "Петербургского диалога" предложено создать консультационную комиссию по трофейному искусству, в которую вошли бы как представители обеих стран, так и независимые члены. Кроме того, предложено создать каталоги хранящихся в России и Германии экземпляров перемещенных коллекций. "Мы должны сконцентрировать наше сотрудничество на настоящем и будущем. Хотя общее военное прошлое и давит на нас, оно не должно препятствовать нашему диалогу", - заметил Клаус Дитер Леманн.

Напомним, что так называемая "Балдинская коллекция" состоит из двух живописных полотен и 362 рисунков, среди авторов которых - Роден, Дюрер, Рембрандт, Рубенс, Корреджо, Тулуз-Лотрек, Делакруа, Коро, Мане, Ван Дейк, Ван Гог, да Винчи и др. Эта коллекция из Бременской галереи Kunsthalle была спрятана в одном из замков Германии и обнаружена советскими солдатами. Капитан Виктор Балдин, до войны работавший реставратором, летом 1945 года вывез часть коллекции в СССР. Три года он хранил шедевры в своем кабинете в Загорске. В 1948 году передал коллекцию Государственному Музею архитектуры. С 1991 года она находилась на временном хранении в Эрмитаже.

В настоящее время коллекция выведена из музейного фонда и передана Министерству культуры, которое ведет переговоры с Бременским музеем о передаче произведений Германии. Стоимость коллекции, по разным оценкам, колеблется от 50 млн. до 1,5 млрд. долларов. 12 марта 2003 года Государственная дума РФ обратилась к Президенту о недопущении безвозмездной передачи коллекции.