Posted 21 мая 2003,, 08:58

Published 21 мая 2003,, 08:58

Modified 2 апреля, 11:38

Updated 2 апреля, 11:38

"Ангел" и "Белые ночи" Никиты Дмитриевского

21 мая 2003, 08:58
Премьеры одноактных балетов, поставленных молодым балетмейстером Национального балетного театра, будут представлены 21-22 мая в БКЗ "Октябрьский". Их уже называют "роскошными подарками Петербургу от Москвы".

Балеты "Ангел" и "Белые ночи", которые уже называют "роскошными подарками Санкт-Петербургу от Москвы", поставлены балетмейстером московского Национального балетного театра Никитой Дмитриевским. В спектаклях заняты Екатерина Шаляпина, Анастасия Сверчкова, Марина Синявина, Екатерина Семенова, Максим Ушаков, Жанибек Усин, Александр Аликин и Алмас Дильдибаев - воспитанники ведущих балетных школ России.

Московский Национальный балетный театр существует около года - два театральных сезона. В труппе театра более 40 артистов - представителей разных балетных школ и городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Уфы, Перми. В театре танцуют классику, неоклассику, модерн.
"Боевым крещением" театра стал спектакль "Лебединое озеро" в постановке Владимира Моисеева, представленный 22 июня 2002 года. Вечер балета в постановке Никиты Дмитриевского вчера, 20 мая, с успехом дебютировал в петербургском Эрмитажном театре. По словам самого Дмитриевского, "то, что эти балеты впервые представлены на сцене Эрмитажного театра - это манна небесная".

Балет "Ангел" поставлен на музыку Иоганна Баха и Стива Райха. В сюжет балета легла романтическая притча о любви ангела и земной девушки, которая вспыхнула в городе на Неве. По представлению Никиты Дмитриевского, "это балет о чувствах". "У каждого человека свой мир, даже несколько миров, очень разных, в которых человек рождается, существует и умирает. Я не хочу рассказывать идею балета, пусть каждый представит свою версию", - предложил автор перед премьерой.

На сцене гибкие, артистичные, непредсказуемые, экспрессивные герои. Создается впечатление, что они на ходу "перекраивают" сюжет, но согласно замыслу хореографа, отражая смешение чувств и страстей, противостояние земли и неба, волны сомнений и преград. В лавине звуков размеренные "па" танцовщиков, живущих своей жизнью, парадоксальны: "Это истерика, это когда немеют руки", - приоткрывает тайну замысла Н. Дмитриевский.

Ворох перьев просыпается на сцену в финале - символ разбитых иллюзий или нового рождения? Каждый придумывает свою историю... "Искусство вечно, и оно без слов. Употребляя слова, мы предопределяем смысл и невольно навязываем свой образ... Самое главное - оставить недосказанность", - убежден молодой автор.

...Никита Дмитриевский был с треском уволен из Большого театра за слишком современную хореографию: "здесь не Голландия" - объяснили строптивому хореографу. Как раз в это время он начал серьезно работать с ведущими солистами театра и ставить хореографические номера. Его миниатюры высоко оценил Ролан Пети и предлагал ему работу, но в результате - скандал в театре. "Если тебя уволили из Большого театра, это очень хороший знак", - сказал тогда Никите его отец.

Затем Дмитриевский стажировался в труппе голландского балетмейстера Иржи Килиани, его учителем по модерну был Николай Огрызков, кроме того молодой балетмейстер - обладатель разряда по акробатике и степу.
Как балетмейстер, он работал с Илзе Лиепа и Анастасией Волочковой, как хореограф - с фигуристами группы Брайана Бойтано, в Новосибирске поставил мюзикл "Принц и нищий". Для 24 лет - солидный послужной список. Все полученные знания трансформировались в стиль Дмитриевского, который можно обозначить как "на грани".

"Сегодня в Росси нет должной танцевальной основы, есть драматическая и классическая школы, а современной школы не существует, - считает Дмитриевский. - Модерн, все влияния Европы и Америки считаются чем-то инородным. Россия - это страна устоев, которым нелегко противостоять. В России нет волеизъявления, но много талантливых людей... Я хочу, чтобы эти балеты стали подтверждением того, что российские танцовщики могут танцевать современную музыку".

По словам художественного руководителя театра Владимира Моисеева, идея поставить спектакль на музыку романсов пришла Никите Дмитриевскому, когда тот ехал в машине и слушал компакт-диск с романсами Исаака Шварца на стихи Александра Пушкина и Булата Окуджавы. Идея стала мечтой, а мечта воплотилась в реальность. Вчера на сцене Эрмитажного театра балет "Белые ночи" увидели первые зрители.

По словам художественного руководителя Национального русского балетного театра Владимира Моисеева, балет "Белые ночи" - "настоящий эксперимент, такого еще никто не ставил". А сам композитор Исаак Шварц добавил: "Любопытный эксперимент. Болеть буду за всех - за Пушкина, Окуджаву и Зульфикарова".
"Белые ночи", по словам Дмитриевского - "это дань эпохе, той, в которой он не жил, но может ее почувствовать". Исаак Шварц - это эпоха, эпоха взглядов и мировоззрений, с его музыкой выросло не одно поколение. "Это посвящение тем людям, которых нет с нами, но много лет назад они могли бы быть здесь... Это пыль и эхо, которое звучит", - сказал Дмитриевский перед спектаклем.

В основе балета - романсы И. Шварца, известные по кинофильмам "Звезда пленительного счастья", "Балтийское небо": "Не обещайте деве юной", "Не спрашивай зачем", "Дождик осенний поплачь обо мне", "Ты уходишь", "Любовь и разлука". Обыкновенные люди спорят и мирятся, встречаются и расстаются, рождаются и умирают; пары с легкой грустью, но чуть иронично застывают и кружат в подзабытых ритмах - обновленное "ретро" глазами современных хореографов.

Зарисовки в петербургские белые ночи, легкие и романтичные, эмоциональные и грустные. "Музыку нельзя ограждать идеями, - считает Н. Дмитриевский. - Нас связывает пространство, возраст в котором играет второстепенную роль, нас связывает музыка и движения".
"Эти балеты полностью проникнуты духом Петербурга и Балтики, и это наш подарок городу на Неве", - сказал Владимир Моисеев.

Премьеры одноактных балетов "Белые ночи" и "Ангел" будут представлены 21-22 мая в Большом концертном зале "Октябрьский".

Ксения Шмыгова, специально для ИА "Росбалт"