Posted 27 мая 2003,, 08:30

Published 27 мая 2003,, 08:30

Modified 2 апреля, 11:35

Updated 2 апреля, 11:35

Константин Яковлев: жизнь и смерть - в зеркале СМИ

27 мая 2003, 08:30
В отличие от других "авторитетных предпринимателей", не слишком часто попадающих в поле зрения прессы, фигура К. Яковлева постоянно присутствовала в информационном поле Санкт-Петербурга...

За убитым в минувшее воскресенье в Москве Константином Яковлевым ("Костя Могила") давно и прочно закрепилось двусмысленное определение "авторитетный предприниматель". Однако, в отличие от других обладателей этого титула, не слишком часто попадающих в поле зрения СМИ, фигура К. Яковлева постоянно присутствовала в информационном поле Петербурга, особенно в последние годы. Способствовало этому и то, что в сферу интересов Яковлева входил медийный бизнес Северной столицы.
Поэтому неудивительно, что и гибель Кости Могилы вызвала заметный отклик в средствах массовой информации России и Петербурга.

Первой реакцией журналистов стало массовое обсуждение версии, согласно которой Константина Яковлева убрали "тамбовские", с которыми у покойного время от времени вспыхивали конфликты. О такой возможности, в частности, пишет "Коммерсантъ" (26.05.03). При этом издание не исключает и другого предположения. По некоторым данным, в прошлом году К. Яковлев серьезно поссорился с "авторитетом" из своего окружения Владимиром Кулибабой, который хотел занять его место в группировке.

Часть изданий тиражирует достаточно банальную (что не означает - ложную) версию о том, что убийство К. Яковлева может быть связано с предстоящими в Петербурге губернаторскими выборами ("Газета", 26.05.03).

Сетевое издание "Ленинградская правда" в большом материале, посвященном "легендам и мифам бандитского Петербурга" (26.05.03), напоминает биографию убитого:
"Константин Карольевич Яковлев (Костя Могила) родился 4-го февраля 1954 года в Ленинграде. Практически еще с детства знал многих будущих преступных авторитетов, которые в конце 80-х - начале 90-х "крутились" в Московском (родном для Яковлева) районе города. По некоторым сведениям, именно эти знакомства (в первую очередь, с уже хорошо известным в ту пору в околокриминальных кругах Павлом Кудряшовым) помогли Яковлеву занять устойчивое положение в бандитском Петербурге и к началу 90-х годов сформировать собственный "коллектив". На протяжении длительного времени Яковлева и Кудряшова связывали дружеские отношения, в связи с чем их нередко отождествляли как людей из одной команды (в т.ч., некоторые милицейские аналитики в середине 90-х говорили о существовании ОПГ "Могилы и Кудряша"), однако эта информация, как выяснилось, не соответствовала действительности".

По информации СМИ, впервые Костя Могила попал в поле зрения правоохранительных органов в конце 1980-х годов. Газеты писали, что в это время Яковлев, землекоп одного из питерских кладбищ, создал преступную группу, которая занималась вымогательством. Во время отбывания тюремного срока за вымогательство Яковлев сблизился с московскими "ворами в законе" и стал их представителем в Санкт-Петербурге. К середине 1990-х годов Константин Яковлев стал одним из самых известных и влиятельных криминальных авторитетов.

СМИ особо отмечают, что Константин Яковлев был одним из первых криминальных авторитетов, обозначивших свое стремление к легализации и к "чистому бизнесу": примерно с 1994 года Яковлев стал все чаще появляться в официальных местах, в обществе легальных предпринимателей. В итоге, к началу ХХI века он уже был авторитетным бизнесменом, сфера влияния и интересы которого простирались от фармацевтики, автомобилей и топлива до банковского бизнеса.

Костя Могила также считался одним из крупнейших медиа-магнатов Петербурга: он контролировал дециметровые телеканалы и занимался рекламным бизнесом. В дальнейшем Яковлев еще более укрепил свои позиции в сфере регионального телевидения и, занимая весьма абстрактную на первый взгляд должность президента "Фонда развития телевидения", согласно распространенным слухам, курировал большинство финансовых вопросов на ТРК "Петербург".

Константину Яковлеву часто приписывали тесные отношения с губернатором Санкт-Петербурга Владимиром Яковлевым и его супругой. Так, пресса активно тиражирует материалы, в которых приводятся всё новые подробности из закулисной жизни Смольного и губернаторской "семьи". Основным лейтмотивом этих статей является мысль о подконтрольности губернатора людям Кости Могилы, а тех, в свою очередь, - опальному олигарху Борису Березовскому.

В этом смысле показательны слухи ("МК в Питере", 06.03.2002) о стремлении Бориса Березовского "отстроить" в Северной столице свой медиа-холдинг. "С Интернетом и прессой работа пошла, - пишет газета, - а вот городской телеканал Владимир Яковлев отказался предоставить бывшему олигарху". В итоге, издание склоняется к мысли, что Константин Яковлев "через своего человека в совете директоров ТРК "Петербург" дал команду банкротить телевидение", чтобы в момент, когда ситуация станет совсем тяжелой, выкупить его у администрации города либо предложить финансирование в обмен на "правильную" информационную политику.

Одновременно СМИ рассматривают общие интересы Константина Яковлева и Бориса Березовского, комментируя ситуацию вокруг Морского порта СПб, который пресса называла "одним из самых лакомых кусков империи Константина Яковлева". В частности, "МК в Питере" (18.09.2002) писал об очередном переделе сфер влияния в Морском порту, инициированном, по сведениям издания, "новым смотрящим по Питеру от московских воров в законе Артуром Кжижевичем". По версии автора газетной публикации, в борьбе за восстановление былого влияния в Морском порту К. Яковлев искал союзника именно в Березовском, "когда-то имевшем в Питере серьезные интересы".

Кроме того, "Ленинградская правда" связывает с именем К. Яковлева и массированную проверку в Северо-Западном таможенном управлении. "По слухам Могила и ряд крупных предпринимателей, которые работают с экспортом-импортом, обратились в Москву с просьбой навести порядок на таможне", - полагает это сетевое издание.

Всплеск интереса СМИ к фигуре Кости Могилы был связан также с громким судебным процессом по обвинению в бандитизме и заказных убийствах членов группировки Владимира Беляева (Боба Кемеровского). Помимо прочего, Владимир Беляев и его подельники обвинялись в приготовлении убийства Константина Яковлева.
Якобы, "тамбовская" группировка организовала несколько неудачных покушений на Костю Могилу.

Вообще, тема "холодной войны" между Владимиром Барсуковым (которого часто называют лидером "тамбовцев") и Константином Яковлевым обсуждалась в прессе особенно активно. По наблюдениям СМИ, в конце прошлого года обозначилось еще одно направление - война за продвижение "своих людей" в новый состав городского парламента, выборы в который состоялись в декабре 2002 года. В связи с этим пристальное внимание во время избирательной кампании привлекла фигура кандидата в депутаты (сейчас - депутата) Дениса Волчека, главы Муниципальной палаты Санкт-Петербурга. СМИ активно муссировали информацию о том, что Волчек якобы входит в собственный список кандидатов Константина Яковлева.

Примечательно в этой связи одно из недавних интервью Д. Волчека петербургской газете "Дело" (24.03.2003), в котором он подробно остановился на вопросе о своих взаимоотношениях с К. Яковлевым. "Они с моим отцом старые приятели, - сказал тогда Волчек. - Когда я только начинал бизнес, через посредничество Яковлева можно было познакомиться с бизнесменами самого высокого уровня. И я старался этим пользоваться. С ним сложились хорошие человеческие отношения. Меня не очень волновали, так скажем, глубинные направления его бизнеса. Для меня он очень справедливый и надежный человек".
По словам Д. Волчека, "люди уровня Константина Карольевича могли быть не всегда в ладах с законом, но они не могли позволить себе поступать несправедливо. И это была хорошая школа для меня".

Материал подготовлен ИАЦ "Петербургский транзит"