Posted 11 февраля 2004,, 10:31

Published 11 февраля 2004,, 10:31

Modified 2 апреля, 08:52

Updated 2 апреля, 08:52

"Национальные идеологи" в Стране оторванных корней

11 февраля 2004, 10:31
Дискуссия в "Росбалте", организованная недавно созданным Советом по национальной идеологии, еще раз подтвердила, что этой самой идеологии в современной России не наблюдается...

Начало XXI века, видимо, войдет в историю России как эпоха расцвета экспертной мысли. От количества разного рода политологических и социологических организаций, хорошо посвященных в проблемы народа, у самого народа рябит в глазах. Впрочем, о проблемах простых россиян 'профессиональные интеллектуалы' предпочитают говорить всё больше отстраненно - как бы советуя власти, что же с этим народом ей делать.

Удивительно здесь только одно: пик этого расцвета приходится на 2004 год, отнюдь не являющийся переломным в смысле смены власти. Об этом политологи говорят почти с сожалением, сетуя на отсутствие достойной альтернативы действующему президенту. Однако, вместо того, чтобы подсказать конкурентам главы государства, как же им стать-таки 'достойной альтернативой', эксперты предпочитают в один голос рассказывать, как вести себя Путину, чтобы победить с хорошим результатом.

Докричаться до власти о своей нужности каждый пытается по-своему. Одни придумывают информационные поводы, с которыми потом выступают перед журналистами, другие тихо пишут доклады и рассылают их в соответствующие инстанции, третьи пытаются затмить соперников, проводят открытые для прессы заседания...

На днях в московском офисе ИА 'Росбалт' прошел круглый стол, посвященный национальным ценностям. Его организовал образованный в ноябре 2003 года Совет по национальной идеологии. Согласно пресс-релизу СНИ, он объединяет ряд интеллектуалов, 'которые ставят перед собой задачу создания новых политических и общегуманитарных смыслов'. 'Совету принадлежит идея создания наднационалистической идеологии, что крайне важно для многоконфессиональной России', - скромно сообщается в документе. В этом ключе и проходило обсуждение.

Независимый социолог Леонтий Бызов, опираясь на результаты проведенных его группой исследований, развеял некоторые мифы, глубоко укоренившиеся в общественном сознании. Например, что, сбросив шелуху советских ценностей, российское общество может вернуться к патриархальности и православию. На деле их приверженцами можно назвать не более 5-6% населения, главным образом, 'страшно далеких от народа' интеллектуалов. Вполне возможно, полагает социолог, что даже христианские ценности так и не были до конца восприняты россиянами, и исследования выявляют следы древних славянских архетипов.

Традиционное общество в России было насильственно сломано, поэтому нынешнее положение можно с полным правом назвать "оторванным от корней" (что, впрочем, не является национальной особенностью, а характерно для всех остальных традиционных обществ). 'Российское общество отличается от европейского своей молодостью, - отметил Леонтий Бызов. - Это своего рода подросток, 'вылупившийся' из коллективного бессознательного в период великого перелома 1920-30-х годов. Его можно назвать унифицированной цивилизацией мегаполиса, перемалывающей сейчас последние островки традиции'. Эта тенденция четко видна и в масштабах всего мира: люди хотят меньше работать, но больше получать и больше отдыхать.

Особенность молодого российского общества, указал социолог, - отсутствие в нем этих самых общенациональных ценностей, которым и было посвящено заседание. Выявляется лишь локальный ценностный слой: люди живут интересами собственного мирка, своей семьи и узкого круга близких людей, не беспокоясь и даже не задумываясь о судьбе государства и нации. Исследование, проведенное вскоре после трагедии 'Норд-Оста', показало, что общество восприняло ее не как беду, касающуюся каждого гражданина, а как некий информационный повод, страшный рассказ о чем-то, что случилось с кем-то другим...

Вопреки расхожему мнению о русских/россиянах как об идейной, высокоморальной, сплоченной нации, все эти качества присущи скорее 'парадному', а не реальному постсоветскому человеку. В современном российском обществе, по наблюдениям социологов, отсутствуют мотивации жертвовать личными интересами ради интересов общества, государства или еще чего-то высшего - как, опять же, и во всех прочих цивилизациях мегаполисов. 'Поэтому в столкновении с традиционным обществом - например, исламским - они всегда проигрывали и будут проигрывать', - уверен Леонтий Бызов.

Что же делать с атомизированной массой людей, выстраивающих свои личные стратегии жизни и успеха (кстати, подчеркнул социолог, формировать трудовую мотивацию на этом фундаменте невозможно)? Участники заседания так и не дали однозначного ответа на этот вопрос. По мнению Леонтия Бызова, с 1998 года в России начался процесс, который можно назвать 'неоконсервативной революцией' - постепенный возврат общества к консервативным ценностям. По мнению ряда экспертов, она практически завершилась приходом к власти нынешнего президента России, ставшего олицетворением консерватизма для большинства россиян. Другие же, напротив, полагают, что всё только начинается, и правление Владимира Путина - лишь база дальнейшего развития этих тенденций.

Возможно, в решении этой проблемы могли бы помочь политтехнологи. Но есть ли соответствующие технологии и специалисты, способные реализовать их в общероссийском масштабе, - совсем не очевидно. 'На ближайшие четыре года альтернатива в том, пойдет ли неоконсервативная революция по пути углубления или возобновится либеральный распад', - резюмировал Леонтий Бызов.

К сожалению, выступления других участников круглого стола были менее концептуальны. Как заметил главный редактор 'Еженедельного журнала' Михаил Бергер, отсутствие национальной идеи проявилось сразу после августа 1991 года. Все попытки вырастить ее искусственно остались бесплодными, потому что национальные ценности, считает журналист, - продукт деятельности не экспертов, а политиков. Причиной же неадекватности некоторых социологических исследований Бергер назвал то, что 'наш человек в каждом интервьюере видит кагэбешника'. Дурную услугу оказывают и последствия характерного для советских времен 'двойного мышления'. По его мнению, национальной идеологии в России не будет до тех пор, пока не появятся общенациональные праздники.

Генеральный директор группы 'Никос' Михаил Баранов стал главным оппонентом Леонтию Бызову. Он считает, что традиционные ценности, несмотря на массированный напор либеральной идеологии, оказались в российском обществе очень сильны. Именно в годы реформ заметно активизировались прежде забытые родственные связи. 'Никакие усилия наших властей не привели к массовым увольнениям, никто не может решиться на это', - указал предприниматель. Отношения в сфере бизнеса строятся главным образом на 'честном слове', и контрактное право только начинает развиваться. 'Выстроить национальные ценности - неразрешимая задача, - уверен Михаил Баранов. - Их можно только выявить'.

Отчасти солидарен с ним и гендиректор 'ГФК-Русь' Александр Демидов. По приведенным им данным социологических исследований, россияне намного более индивидуалистичны и озабочены зарабатыванием денег в ущерб саморазвитию, чем наши восточноевропейские соседи из бывшего "соцлагеря". В то же время жители РФ парадоксально демонстрируют куда большую поддержку усиления государственного контроля и регулирования во всех сферах жизни. 'Но этот путь не является структурообразующим и достаточно перспективным на долгие годы', - подвел черту Демидов.

Политолог Владимир Акимов указал на отсутствие в российском обществе структур, помогающих вертикальной социальной мобильности. Глава издательского дома 'Националь' Рустам Арифджанов заметил, что, по его наблюдениям, в российской глубинке даже столь базовая на первый взгляд ценность, как воспитание детей, перестает быть таковой, а законопослушание не является ценностью вообще. Нельзя сбрасывать со счетов и многонациональный характер страны. 'Мы говорим сейчас о ценностях узкой части русского народа, проживающей в мегаполисах, - считает Арифджанов. - В РФ отсутствует общность людей, у которых, кроме потребительских, были бы еще какие-то общие ценности'.

'С идеологией в обществе обстоит плохо, и на те ростки, что имеются, рассчитывать нельзя, - подвел итоги дискуссии Леонтий Бызов. - Пробудить сверхмотивацию можно только ощущением сопричастности каждого человека к глобальному цивилизационному проекту, который пока не намечается'. Судя по всему, именно эту мысль эксперты попытаются донести до власти.

Надо полагать, это не последняя идея, которой политологи поделятся с обществом и президентом. Как обещает инициатор появления СНИ, заместитель заведующего кафедрой государственной инвестиционной политики Госакадемии профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы Владимир Сидоров, в ближайшее время СНИ проведет заседание уже конкретно на тему 'идеологии'. Информировать общество о появлении новых мыслей эксперты будут через еженедельник 'Российские вести'.

Что ж, до выборов еще есть время, а значит сохраняется вероятность того, что 'национальные идеологи' успеют предложить главе государства достойную повестку дня следующего президентского срока. Другое дело, нужны ли простым россиянам подобные плоды напряжения умов. Не секрет, что все высказываемые экспертами умные мысли российским обществом абсолютно не востребованы. Это, впрочем, признают и сами мыслители. В кулуарах участники СНИ честно признали: они не ждут падения неба на землю от своих разработок. Более того, велика вероятность, что новая структура очень быстро найдет себе 'теплое местечко' в ряду таких же околовластных 'бригад мыслительного труда'.
Однако надежда умирает последней...

Яна Амелина, Татьяна Кособокова, ИА 'Росбалт'. Москва