Posted 11 марта 2004,, 08:37

Published 11 марта 2004,, 08:37

Modified 2 апреля, 08:38

Updated 2 апреля, 08:38

Национальные идеологи пожелали россиянам "национального успеха"

11 марта 2004, 08:37
Эксперты, главные редакторы ведущих федеральных изданий и социологи попытались примерить на 'российское тело' платье идеологии. Однако спор о том, есть ли у России национальная идеология, вновь зашёл в тупик...

Во вторник, 9 марта, московский офис 'Росбалта' вновь приютил у себя на площадке политологов. На очередном заседании Совета по Национальной Идеологии эксперты, главные редакторы ведущих федеральных изданий и социологи пытались примерить на 'российское тело' платье идеологии. К постижению 'загадочной русской души' даже подключили Чаадаева, но классик не помог - спор о том, есть ли у России национальная идеология, зашел в тупик.


Вообще, в повестке дня заседавших за круглым столом значилось несколько масштабных вопросов. 'Национальные идеологи' пытались определить, преимущества и недостатки 'левой' и 'правой' идеологий, решали, в каком направлении развивается вектор социальных ожиданий российского общества. Также экспертам хотелось выяснить, если ли в России универсальная идеология и кто ее носитель - меньшинство или большинство. Между делом 'идеологи' гадали, с какой идеологией власть выйдет к обществу в 2008 году.

Тем не менее, главный спор сконцентрировался вокруг нескольких простых вещей. Эксперты до хрипоты (под час не стесняясь в выражениях) дискутировали о том, нужна ли в принципе национальная идеология нашей стране.

Вопрос о существовании 'левой' или 'правой' идеологий сразу отмел независимый социолог, выступающий консультантом ВЦИОМ, Леонтий Бызов. 'В России исчезли носители субкультуры 'левых' и 'правых' взглядов', - категорично заявил он. По его словам, и тем и другим сегодня совершенно нечего предложить людям и поэтому люди за них не голосуют. Как считает Бызов, ярким подтверждением его слов являются последние думские выборы - 'правые' в Думу вообще не попали, а представительство 'левых' сравнялось с показателями ЛДПР в худшие времена.

С натяжкой, но на понятие 'национальная идеология' может претендовать стремление россиян к нормальной жизни. По-научному - 'стремление человека быть частью потребительского общества'. Однако не всё так просто. Для тонкой русской души недостаточно тупого стремления к пошлому благополучию. 'Россиянам мало просто делать колбасу, им нужны сверхценности', - сообщил Бызов. То есть посадить дерево, построить дом - это не к нам. Выходит так, будто перед жителями нашей страны обязательно должны стоять сверхзадачи. Например, сделать всех людей в мире счастливыми.

Примерно в этом же ключе к вопросу национальной идеологии подходит сотрудник Института стран Азии и Африки Дмитрий Джантиев. По его уверениям, россиянам нужно не меньше, чем 'идеология национального успеха'. 'Россия должна стать объектом национальной гордости россиян', - сообщил он коллегам, отметив, что претендовать на то, чтобы стать 'гордостью', страна сможет только после того, как перестанет быть 'сырьевым придатком'. О том, что нашей стране делать до этого замечательного момента, эксперт умолчал.

А вот председатель Московской коллегии адвокатов 'Бинецкий и партеры' Алексей Бинецкий, напротив, предложил коллегам заняться воспитанием здорового эгоизма в каждом отдельно взятом россиянине. По его словам, 'национальная идея России должна содержать эгоизм', а 'гражданство' и 'патриотизм' - это вообще категории экономические. Поэтому, уверен адвокат, национальная идея может быть такой: 'Иметь волю жить хорошо в этой стране'.

Главному редактору 'Еженедельного журнала' Михаилу Бергеру это напомнило PR-ход 'Время жить в России'. Конечно, Бергер не против того, чтобы всем жилось хорошо, однако главный вопрос, по его мнению, - как достичь этого 'хорошо'. Не исключено, что 'пути достижения этого 'хорошо' могут претендовать на национальную идеологию, но тогда идеология должна быть не одна. 'Пытаться найти национальную идеологию для всех - то же самое, что пытаться примерить на всех россиян одинаковый размер костюма', - уверен Михаил Бергер.

Рассуждения практически всех участников дискуссии строились вокруг того, надо ли, чтобы россиянам жилось лучше - в реальности только для очень малой части россиян этот вопрос не актуален. В конце концов спор перешел на вопросы морали (что многим участникам показалось уходом от темы). Руководитель группы 'ЦИРКОН' Игорь Задорин, вспомнив о существовавшей ранее 'идеологии равенства', констатировал, что эта модель действует и по сей день. По его мнению, сегодня пора поменять эту схему и сделать так, чтобы 'богатство перестало быть предосудительным'.

Напоследок огорошил всех член Экспертного клуба 'Первого канала' Михаил Малютин. 'Нынешняя Россия не является государством', - сообщил он. Вывод этот Малютин сделал как раз из того, что в государстве должна быть национальная элита, но ее в России нет, а значит и государство отсутствует.

Серьезно задумавшись над тем, где же они живут, эксперты поспешили свернуть заседание. Истина, как и ожидалось, в споре не родилась. Даже Чаадаев, чьи выдержки о смысле жизни и русской ментальности распространил среди участников председатель Совета Владимир Сидоров, не помогли. Зато каждый смог высказать сокровенное. Нам, во всяком случае, стало ясно, кто ночами не спит - радеет в мыслях за то, чтобы каждому россиянину жилось лучше и веселее. Это наши национальные идеологи. В еженедельнике 'Российские вести' даже специальная веселая рубрика теперь появилась - 'Национальная идеология' называется.


P.S. Разговоры в кулуарах по окончании заседания Совета сводились к одному: как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. Только вопрос - зачем? И всё же банальности, которые звучали порой из уст высокообразованных людей, не есть доказательство их отрыва от реальности. В отличие от большинства власть предержащих, 'сливки' российского экспертного сообщества, с определенной периодичностью собирающиеся на подобные мероприятия, еще помнят, что представляют из себя в час пик метро и троллейбус, встречают по пути в свои не самые плохие квартиры и дома бомжей и мусорные кучи и, наверное, действительно, искренне хотят России светлого будущего и достойного настоящего. Они понимают, что о национальной идее стоит задумываться тогда, когда есть что намазать на хлеб.

Возможно, эксперты даже знают, как достичь этого благополучия. Только вот делиться с первыми попавшимися журналистами, а уж тем более своими коллегами действительно оригинальными идеями и предложениями не собираются. Так как единственный продукт, который выдает интеллектуальное сообщество на-гора, есть именно результат их размышлений. А он в рыночной экономике стоит денег. Об этом в неформальной беседе с корреспондентом 'Росбалта' говорили многие из названных выше участников заседания. А значит, нас и дальше ожидают подобные разговоры о судьбах России, чем-то напоминающие пресловутые кухонные споры диссидентов времен застоя. 'Вот если власть заметит наши интеллектуальные потуги, тогда...' - говорили гости 'Росбалта'.

...Если говорить о национальном патриотизме и национальной идее, то классики, к которым апеллировал председатель Совета, по крайней мере, делились своими мыслями со всеми, а не только с властной элитой. Отсюда вывод: нынешняя власть честнее. Она принимает решения, нередко при этом совершая и ошибки. Но она, по большому счету, за них и отвечает, пожиная вместе с народом плоды своих нередко непродуманных действий.

Но конкуренция есть открытое соревнование. В данном случае - соревнование идей. Если же уважаемые эксперты не готовы на открытом публичном тендере, каковым отчасти являются подобные мероприятия с приглашением прессы, свои оригинальные идеи озвучивать, то стоит ли тогда вообще пускаться в дискуссии по такому щекотливому вопросу.

Татьяна Кособокова, Игорь Шатров, ИА 'Росбалт'. Москва