Posted 23 марта 2004,, 08:17

Published 23 марта 2004,, 08:17

Modified 2 апреля, 08:31

Updated 2 апреля, 08:31

Маринина написала о неприличном

23 марта 2004, 08:17
Писательница Александра Маринина рассказывает о своей новой книге, которая уже успела вызвать противоречивые отклики читателей, о том, как Каменскую воспринимают на Западе, и о том, в каких условиях работает автор российских бестселлеров.

- Почему именно эта тема стала основной в вашем новом детективном романе - двадцать пятом в цикле 'Каменская' и тридцатом в целом?

- У нас так много написано художественных книг и снято фильмов о кризисе среднего возраста у мужчин, благодаря которым мы знаем, что это такое, почему случается, как переживается и преодолевается мужчинами. А вот о женском кризисе, обусловленном физиологическими процессами в ее организме, говорить не принято. Более того, считается, что климакс - это что-то неприличное, хуже нижнего белья.

Я столкнулась с тем, что женский кризис среднего возраста - 'закрытая' для обсуждения тема в обществе. Более того, российские женщины страшатся этих первых признаков старости, потому что информационно не подготовлены к такому обороту событий в своей жизни. Женщины бояться признаться себе, что стареют, они не обсуждают свои проблемы с подругами и мужьям, не рассказывают о них подрастающим дочерям. Потому я, женщина среднего возраста, решилась написать о том, что такое климакс. И считаю, что тому человеку, который сможет рассказать об этом явлении профессионально и доходчиво всем женщинам - от юных девочек до зрелых дам - надо поставить памятник.

- И как эта идея была воспринята вашими читателями, любителями детективного жанра?

- Отзывы на книгу были очень противоречивые. Одна моя подруга сказала: 'Ты так точно описала то, как меня ломало в 43 года!', а моя 72-летняя мама воскликнула: 'Какой ужас ты понаписала! Мы никогда не обсуждали эту проблему, хотя все женщины проходят через это!'. Некоторым не понравилось, что в книге оказалось значительно меньше детективного сюжета, а всё больше - переживаний Каменской. Но я считаю, что многие их тех, кто еще прочитает эту книгу, скажут мне спасибо. Я хочу, чтобы женщины раскрепостились, перестали молча страдать.

- Ваша героиня сумеет пережить этот кризис, найдет выход из положения?

- В жизни ничто так не важно, как любовь. Любовь ко всему: мужчине, человеку, себе, своему возрасту, солнцу, дождю, который спутал ваши планы на прогулку, но предоставил время разобраться в себе. Я очень долго шла к этой философии, прочитала много книг и наконец приняла это.

Муж Каменской, Чистяков, человек неимоверной интеллектуальной мощи, более умный, чем Каменская, поможет героине полюбить себя такой, какая она стала, полюбить свой возраст.

Мы долгие годы воспитывались в иной идеологии, мы до сих пор боимся старости. Она ассоциируется у нас с ненужностью, неприкаянностью, нищетой, безрадостным однообразным существованием. Но ведь старость - это прекрасное время! Во-первых, она намного длиннее, чем молодость. Молодые мы до 30 лет, после - зрелый возраст, начало старости. Посмотрите на европейских старушек: они, при своих венозных ногах, носят короткие юбки и ни одной не приходит в голову надеть черные колготки, их седые волосы уложены в прически, они активны, им всё интересно. Старость - это время, которое живешь для себя.

Как только люди поймут, что главное в жизни - любовь, многое изменится, исчезнут проблемы и напряжение в мире.

- А европейцам интересна стареющая Каменская, ведь ваши книги издаются в Германии, Испании, Дании, Франции, Италии и других странах?

- Что бы ни говорили, но детективы любят во всем мире. Постоянно путешествуя, я могу сказать, что русские детективы мало чем отличаются от зарубежных. Возможно, некоторые наши чисто бытовые проблемы иностранцу непонятны, хотя, например, восточным немцам всё это также близко. Итальянцев почему-то интересует только один вопрос: чем русская мафия отличается от итальянской. Они постоянно об этом спрашивают. Испанцы любят психологизм. Им и детектив интересен, если только наполнен разными переживаниями и страстями. Американские детективы очень похожи на русские. Наша Платова, та, что настоящая, а не брэнд, пишет как американка Элизабет Джордж, очень популярная сейчас писательница.

- Кстати, о брэндах...

- Я все свои романы пишу сама. От первой до последней строчки. На компьютере, который стоит в офисе у моего литературного агента. Там для меня выделена специальная комната, самая маленькая и темная, в которой кроме стола с компьютером есть еще книжные полки, и диван, куда я могу прилечь, если спина совсем заболит от сидения на стуле. На компьютере стоит только текстовый редактор, никакого Интернета, никаких электронной почты и ICQ. Я и пользоваться всем этим не умею, и специально не учусь, чтобы не отрываться от работы. Рабочий день у меня длится с 10 до 18 часов, выходные - суббота, воскресенье. Я, в первую очередь, жена своего мужа, а потом уже автор, потому редко могу позволить себе задержаться на работе или выйти в выходные.

То, что мои книги написаны одним человеком, вам может подтвердить Андрей Битов. Он, в отличие от меня, настоящий писатель, и однажды в Германии на книжной выставке выразил желание стать экспертом в этом вопросе и подтвердить, что под псевдонимом Маринина скрывается один человек, а не коллектив авторов.

- Написав столько книг, вы, наверное, состоятельный человек? Вот не так давно в некоторых СМИ появилась информация о том, что Маринина - одна из богатейших российских женщин, наряду с Татьяной Дьяченко, Анной Курниковой и Аллой Пугачевой.

- Да, я видела эту информацию. Но хочу сказать, что тот человек, который это написал, утверждал, что у меня было бы уже 5-6 миллионов долларов, если бы я писала свои книжки за рубежом, а мои книги издавались исключительно в твердом переплете. Там такие книги стоят по 20 долларов. Но я живу в России, а в твердой обложке изданы где-то треть моих книг. Так что никаких миллионов у меня нет.

- А что для вас вообще деньги?

- Деньги для меня - это средство решения двух проблем. Во-первых, возможность для меня не работать на кого-либо и не иметь начальников, а во-вторых - способ решения проблем моих близких, родных и друзей, возможность им помочь.

- А стоит ли вот так просто давать деньги друзьям, не пагубно ли это?

- Не давать, а помогать. Например, у меня есть племянник, которому 15 лет, и через два года он будет поступать в институт. Возможно, не сможет поступить на бюджетную форму обучения, и перед ним встанет проблема армии. Учитывая, что в армии у нас творится черт-те что, естественно я помогу ему получить образование за деньги. Но даже если он не захочет идти в институт, а решит быть грузчиком, квалифицированным таким, ездить на автопогрузчике, например, то ему всё равно придется учиться. А откуда у школьника деньги? Образование - это 'стартовый капитал' человека, далее он может сделать всё сам. Но помочь получить образование необходимо.

- А какова судьба телевизионной Каменской? Будет ли продолжение сериала?

- Больше года назад ко мне обратились продюсер 'Каменской' Валерий Тодоровский и режиссер Юрий Мороз с предложением написать оригинальный сценарий с участием Каменской и Галла. Свою просьбу они аргументировали тем, что последние мои книги для постановки сложные, история 'Каменской' началась Галлом и этим же сюжетом хочется закончить сериал, 'закольцевать', как они выразились. Я написала. Было решено, что в 'Каменскую-4' войдут новая история и книги 'Незапертая дверь' и 'Призрак музыки', всего будет 8 серий. Договорились с РТР о начале работы над сериалом. И процесс остановился на том, что юристы телеканала взялись составлять договор. Вот до сих пор составляют. А может, уже передумали. У меня никакой информации нет.

То же самое с итальянской версией сериала. Была договоренность с телекомпанией Mediaset, которая, как известно, принадлежала Сильвио Берлускони. Когда он стал президентом, весь процесс затормозился. Затем у компании, которая владела правом на экранизацию, истек срок этих прав. Сейчас представители этой компании предлагают продолжить работу, но при этом не хотят платить деньги за продление прав на экранизацию. Я ответила, что готова рассмотреть их варианты сотрудничества. В ответ - тишина.

- Вам нравится экранизация ваших книг о Каменской?

- Сам по себе сериал замечательный. Иногда там сделано всё так, как я писала, в другом случае - немного иначе, бывает, что совсем противоречит тому, что я хотела сказать. Но в этом нет ничего страшного. Я не имею права требовать четко следовать написанному мной тексту. Это слишком эгоистично и глупо. Кино - это отдельное искусство.

- А бывают моменты, когда подполковник милиции в отставке, а ныне успешная писательница детективов Александра Маринина надевает форменный мундир?

- Как вышла в отставку, с 1998 года, мундир не надеваю. Не люблю и не хочу. Форма висит в шкафу у литературного агента, иногда мне приходится рядом с ним фотографироваться, в основном - для моих книг, которые выходят за рубежом. Там же надо с самого начала объяснять, кто я и что я. А вообще я уже сугубо штатский человек.

Ада Гельфер