Posted 25 марта 2004,, 08:22

Published 25 марта 2004,, 08:22

Modified 2 апреля, 08:30

Updated 2 апреля, 08:30

Президент Путин как национальная идея

25 марта 2004, 08:22
Удовлетворив общественный запрос на консолидацию России, Владимир Путин стал 'национальной идеей нашего государства, таким же символом, как герб, флаг, гимн'. Каковы же запросы общества ко второму сроку Президента?

Очередное заседание Совета по национальной идеологии, прошедшее 23 марта, получило название 'Итоги выборов Президента РФ как отражение общенационального запроса'. Эксперты говорили о втором сроке Владимира Путина, о запросах общества по отношению к вновь избранному Президенту, одновременно сравнивая власть с крестьянином, а Путина - с персонажем компьютерных игр...


С основным докладом по теме выступил социолог Леонтий Бызов. По его словам, победа Путина на выборах - это результат выполнения им социального запроса, возникшего за шестилетие с 1998 по 2004 годы. Именно в этот период в России сформировалось некое подобие среднего класса, которое дало власти запрос на консолидацию страны. Путину, принявшему из рук Ельцина раздробленную Россию, к настоящему моменту удалось если не сплотить ее, то, по крайней мере, направить на путь перехода к полноценному национальному государству, объединив на ценностном уровне до двух третей общества. Выполнив задачу, поставленную общественным большинством, Путин завоевал большинство электоральное, полагает социолог.

Однако, по мнению Бызова, экспертные оценки путинских успехов сильно завышены по сравнению с оценками населения. Россияне без сожаления расстались с правительством Касьянова, а значит, рекламируемый экономический рост не произвел на них впечатления. По вопросам безопасности, коррупции, Чечни среди россиян преобладают резко негативные мнения. Несмотря на это, действующий Президент набрал значительное большинство голосов. Причиной тому - отсутствие альтернативного лидера.
Владимир Путин стал 'определенной национальной идеей нашего государства, таким же символом как герб, флаг, гимн', полагает Леонтий Бызов (развитие этой темы можно прочесть на электронных страницах 'Российских вестей').

Судьбу 'второго срока' Путина Бызов охарактеризовал туманно. Будет ли он успешным, для социолога неясно. Докладчик вспомнил предсказание научного руководителя Института проблем глобализации Михаила Делягина, пророчащего России системный кризис в ближайшие 2-5 лет. В случае кризиса путинский осторожный политический стиль, умение избегать решений и даже обсуждения вопросов, на которые нет ясных ответов, постоянное лавирование окажутся неэффективными. И тогда альтернатива может появиться в виде более мобилизационной политической модели.

Сейчас, считает Бызов, лавирование Путина происходит между двумя общими тенденциями в российском обществе. С одной стороны, это правая идея нации и левая идея социальной справедливости. Бызов называет эту пару лево-правым общенациональным запросом. Это ожидание не экономических и хозяйственных, а экзистенциальных решений. С другой стороны, есть ряд противоположных тенденций, источником которых является не менее значительная часть населения, приспособившаяся к реалиям коррупционных отношений, огромному теневому сектору экономики и т.п., и не стремящаяся к переменам.
Первым Путин обещает перемены. Но, соответственно ожиданиям вторых, ничего существенно не меняет, имитируя перемены. 'Пока Президенту удается сохранять баланс', - считает социолог.

Показательно, что общественный запрос на демократию не проявляется даже в виде тенденции. По словам Леонтия Бызова, это связано с тем, что ельцинская демократия дискредитировала себя. Модель демократии, которую предлагали взамен либералы, рассматривалась как враждебная путинскому магистральному курсу. По мнению Бызова, соответствующий запрос появится только тогда, когда в обществе наступит порядок, и станет возможным формирование альтернативной, национальной модели демократии.

Этим тезисом социолог завершил свой доклад, а участники заседания перешли к комментариям. Экономист и политолог Михаил Делягин среди прочих итогов минувших выборов назвал политическую деградацию. 'В 1999 году Путин был лучший, в 2004-м - единственный. Господа, мы имеем дело с деградацией, - заявил Делягин. - В 2008-м Президент посмотрит в зеркало и назначит преемника. Зачем же еще конституционное большинство в Госдуме?'. В течение второго президентского срока власть, как ей и положено, по мнению Делягина, будет решать свои личные задачи, которые к народу не имеют никакого отношения.

Президент "Русской школы PR" Юрий Любашевский смотрит на задачи власти более оптимистично, чем Делягин, хотя не менее традиционно (если не сказать - банально): усиление международного влияния, укрепление государственности, развитие экономики, культуры, науки России. 'А укрепление демократии, многопартийной системы, гражданского общества и свободы СМИ - это вообще задачи не президента Путина, а декларируемые задачи президента Явлинского или, скажем, президента Хакамады. Декларируемые, потому что нереальные', - заявил Любашевский.

С Михаилом Делягиным был согласен журналист Лев Сигал: 'Основная задача власти останется прежней и вряд ли когда-то изменится. Это, прежде всего, дача на Рублевском шоссе'. Однако, в отличие от Делягина, Сигал не видит в этом проблемы. Он сравнивает власть с крестьянином, который ради собственной выгоды продает зерно, а в результате - кормит им всю страну.
По поводу возможности третьего срока Владимира Путина Лев Сигал также имеет собственное мнение. Он считает, что третий срок будет означать изоляцию России от демократических режимов Европы и США, которой Путин не допустит. Наилучшим шагом для действующего Президента, по мнению журналиста, является приход в 'Единую Россию' в 2008 году в качестве лидера партии. Это событие может положить начало демократии современного типа и многопартийности в России.

Руководитель группы ЦИРКОН Игорь Задорин смотрит на проблему российской демократии под иным углом зрения. Он напомнил коллегам, что основная угроза демократии заключается в колоссальном разрыве между богатыми и бедными. Именно его преодолением и должен заняться Владимир Путин во время своего второго срока.

Наиболее радикальную точку зрения в отношении демократии в России высказал директор Института прав человека, член Комиссии по правам человека при Президенте РФ, профессор Камилжан Каландаров. Он констатировал, что при Путине Россия, которая, в общем-то, никогда Европой и не была, еще дальше 'скатилась в Азию'. По словам Каландарова, методы правления в России устанавливаются "азиатские", то есть деспотичные.

Его поддержал журналист и издатель Рустам Арифджанов: 'Россия всегда была азиатской страной. В Европе люди законопослушные, а в Азии - властепослушные'. По мнению Арифджанова, азиатские народы любят силу, поэтому и голосуют за сильного Путина (этим, например, объясняется очень высокий процент голосов за действующего Президента в Ингушетии). 'Причем сильного не психологически, не как личность, а сильного, благодаря атрибутике. Как герой компьютерных игр-бродилок, который на каждом уровне берет новое оружие и становится сильнее', - сравнивает Арифджанов.

Взгляд на российские события 'извне' донес до присутствующих член Координационного совета Союза российских общин за рубежом Виталий Абрамкин, проживающий в Лондоне. Он заявил, что заграница одобрительно приняла результаты президентских выборов. 'За рубежом, в частности в Англии, либо вообще не интересуются российской политикой, либо высказываются о Путине положительно', - сказал Абрамкин, подчеркнув, что сделал это заключение на основе личных бесед.

...По одному пункту все участники заседания Совета по национальной идеологии сошлись безоговорочно: в данный момент в российском обществе четко сформировался запрос на справедливость. Будет ли политика Президента Путина отвечать социальным настроениям, мы узнаем в ближайшие четыре года.

Александр Поздняков, ИА 'Росбалт'. Москва