Posted 8 апреля 2004,, 12:16

Published 8 апреля 2004,, 12:16

Modified 2 апреля, 08:22

Updated 2 апреля, 08:22

Мировых судей хотят избавить от обязанностей завхоза

8 апреля 2004, 12:16
Правительство Санкт-Петербурга предлагает освободить мировых судей от не свойственных им финансово-хозяйственных обязанностей, чтобы они имели возможность максимально сосредоточиться только на отправлении правосудия.

В соответствии с действующим в Северной столице Законом "О мировых судьяхСанкт-Петербурга", мировой судья, финансирование работы которого производится изгородского бюджета, наделен правами юридического лица. А значит, имеетправо на самостоятельное ведение финансово-хозяйственной деятельности судебного участка, совершает банковские операции, участвует в бюджетномпроцессе в качестве распорядителя соответствующих средств и организуетконкурсные процедуры для заключения госконтрактов на закупку необходимыхматериалов, а также проведения капитального и текущих ремонтов своего офиса. И всё это - в дополнение к самому главному: отправлению правосудия на своем участке.

Предложенный же правительством города на рассмотрение Законодательного Собрания проект закона Санкт-Петербурга "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга о мировых судьях" предполагает освободить мировых судей от не свойственных им финансово-хозяйственных обязанностей с тем, чтобы они имели возможность максимально сосредоточиться только на отправлении правосудия.
Тем более, что подобные обязанности, вызванные к жизни реалиями переходного периода и, мягко говоря, прохладным отношением к институту мировых судей прежней смольнинской "команды", противоречат федеральному закону "О мировых судьях в РФ", а описывающие их пункты городского Закона еще в июне прошлого года были опротестованы Генеральной прокуратурой РФ.

Юрлицо как камень преткновения

Обсуждение того, что лучше - оставить всё как есть, чтобы не дай Бог, нестало хуже, или создать, как предлагается в проекте Закона, специальныйуполномоченный орган исполнительной власти, деятельность которого, всоответствии с Федеральным законом "О мировых судьях", была бы направлена насоздание условий для осуществления быстрого и независимого правосудия иреализацию задач по кадровому, финансовому, материально-техническому,информационно-правовому обеспечению деятельности мировых судей,прошло на заседании Круглого стола в агентстве ИТАР ТАСС в Санкт-Петербурге.

По мнению Леонида Богданова, председателя Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Администрации Санкт-Петербурга, предложенные поправки в городской Закон должны привести к изменению самой схемы деятельностимировых судей, поскольку создаваемый орган возьмет на себя все заботы, которые сегодня вынуждены решать сами судьи. Ныне действующая в городе система, по мнению Леонида Богданова, была оправданна на момент ее создания - и депутаты ЗакСа проголосовали за то, чтобы мировые судьи за счет своей энергии и активности сами имели бы возможность решать встававшие перед ними проблемы, которые администрация города образца 2000 года решать не торопилась. Сейчас же пришло время привести всё в порядок.

В роли основного оппонента предлагаемого решения проблемы выступила Анна Никитина - председатель совета мировых судей Санкт-Петербурга, - которую впервую очередь интересовали два вопроса: что мешает администрации города врамках существующей ситуации усилить поддержку института мировых судей; а во-вторых, создадут ли предлагаемые изменения в Закон предпосылки для ускоренного решения проблемы?

В настоящее время основной для мировых судей является проблема получения помещений - в результате в некоторых районах города они осуществляют судебную деятельность в бывших помещениях Советов ветеранов, в помещениях Федеральных районных судов, где есть возможность размещать мировых судей, или в помещениях, не в полной мере отвечающих возложенным на мировых судей обязанностям. И финансово-хозяйственную деятельность им лучше вести самим, считает Анна Никитина.

Леонид Богданов выразил недоумение в связи с такой позицией: по его мнению, вситуации, когда к мировому судье всегда может прийти ревизор (а он прийти очень даже может) - для проверки его финансово-хозяйственной деятельности - вряд ли имеет смысл говорить о полной независимости мировых судей.

Что же касается обеспечения мировых судей помещениями для работы, то вопросзаключается не только в их подыскивании (кстати, Комитет по законности,правопорядку и безопасности совместно с КУГИ Санкт-Петербурга в настоящеевремя занят этой проблемой). Подобранное помещение надо еще отремонтировать и содержать затем в достойном виде, что весьма недешево.
Так, в одном из городских районов на ремонт двухэтажного строения, где предполагается разместить мировых судей и их аппарат - кстати, всего восьмерых человек - необходимо 12 миллионов рублей. В бюджете же города в нынешнем году на мировых судей предусмотрено всего 104 миллиона рублей.

В то же время существуют расчеты, которые показывают, что только создание специального органа и, соответственно, централизация закупок всего необходимого для деятельности мировых судей - от бланков и скрепок до материалов для капитального и текущего ремонта - позволит значительно, если не радикально, уменьшить затраты без ущемления интересов мировых судей.

Участвовавший в дискуссии от лица городских законодателей председатель Комитета по вопросам законности и правопорядка ЗакСа Аркадий Крамарев во-первых, усомнился в том, что в пятимиллионном городе сложно найти подходящие помещения, а во-вторых, в том, что предлагаемая система будет работать эффективно с первого же дня ее создания.

Действительно, например, в Новгородской области, где уже действует только предлагаемая сегодня в Петербурге система, для обеспечения работы 30 мировых судей задействованы 60 человек. В Смольном же вопросами мировых судей сегодня занимаются только двое чиновников. На что Леонид Богданов возразил, что штат учреждения планируется не менее чем в 20 человек, чего для решения всех проблем вполне достаточно.

Тем не менее, Аркадий Крамарев - который, к слову, сам стоял в свое время у истоковоформления нынешней редакции Закона и немало сделал для того, чтобы институтмировых судей в Санкт-Петербурге начал действовать (он даже вспомнил в ходе дискуссии реакцию трехлетней давности одного высокопоставленного чиновника на предложение ввести институт мировых судей: "вот если бы они мне подчинялись") - выразил сомнения в том, что принятие предлагаемого законопроекта пройдет в Законодательном Собрании гладко. Скорее всего, прогнозировал председатель профильного комитета ЗакСа, у депутатов возникнут вопросы и будет предложен ряд поправок.

Сами же мировые судьи, как выяснилось, не так уж единодушны в своемотторжении нововведений, как это представлялось ранее. Да, 2 апреля они на своем собрании приняли обращение к депутатам с просьбой отклонить предлагаемыйзаконопроект, однако трое из них - те, что выступили в ходе Круглого стола - сообщили, что, в принципе, против централизованного обеспечения своей работыотнюдь не возражают, а наоборот, поддерживают его: просто опасаются, чтопредлагаемый в проекте десятидневный срок для перехода от ныне существующей к централизованной системе обеспечения может оказаться недостаточным.

С чем в итоге согласились практически все участники Круглого стола, причемпредседатель Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Леонид Богданов сообщил, что этот вопрос может быть решен созданием рабочей группы, а председатель Комиссии ЗакСа Аркадий Крамарев отметил, что действующее сегодня правительство города озабочено проблемой работы мировых судей и реально работает над ее решением.

Как всё задумывалось...

Мировые судьи, по замыслу реформаторов судебной системы России - и сейчас, ив 1864 году, когда этот институт впервые возник на просторах Российской Империи - должны выполнять, в сущности, одну и ту же задачу: разгрузить, как ныне принято говорить, "федеральных судей" от массы мелких уголовных и гражданских дел. И тогда, и сейчас введение института мировых судей рассматривалось как создание отправного звена системы правосудия, чем достигалось состояние завершенности и стройности судебной системы в целом.
При этом всегда и везде подчеркивается, что мировые судьи, являясь судьями в субъектах Федерации, в то же время остаются составной частью единой судебной системы РФ.

В соответствии с Федеральным Законом, мировой судья - это гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работ в сфере юриспруденции не менее 5 лет, не совершавший порочащих поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей. Мировой судья не может принадлежать к политическим партиям и движениям, быть депутатом представительных органов власти, а также совмещать судебную работу с любой другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, творческой и преподавательской.

Предполагается, что с окончательным формированием корпуса мировых судей (например, в Санкт-Петербурге предполагается иметь 211 мировых судей, в настоящее же время действуют 134 мировых судьи), а также их аппаратов, и при обеспечении условий для их эффективной работы, сроки рассмотрения дел в судах должны сократиться. Как скоро это произойдет - зависит от множества факторов, в том числе и от того, будет ли вынужден мировой судья и в дальнейшем исполнять обязанности завхоза.

Справка
В 2003 году в Санкт-Петербурге мировые судьи окончили производство по1146 уголовным делам, при этом основными категориями дел, рассмотренныхмировыми судьями, стали хулиганство (статья 213 УК РФ - 166 дел), преступления в сфере экономики (ст. 169-200 УК РФ) - 214 дел), дела частного обвинения - (статьи 115, 116, 129, 130 УК РФ - 173 дела). 61% от общего количества оконченных дел были прекращены.
В 2003 году окончено производство по 27499 гражданским делам. Рассмотрено 27110 административных дел, при этом подвергнуто взысканиям 22279 лиц.

Андрей Копланов, ИА "Росбалт"