Posted 8 апреля 2004,, 07:04

Published 8 апреля 2004,, 07:04

Modified 2 апреля, 08:23

Updated 2 апреля, 08:23

Российские IT могут стать очередным "сырьевым придатком"

8 апреля 2004, 07:04
Информационные технологии составят будущее России только в том случае, если государство от пустых деклараций перейдёт к проведению осмысленной политики по поддержке отрасли.

Считается, что в последние годы интерес к высоким технологиям несколько поутих. Однако игроки IT-рынка уверены: российские высокие технологии имеют самые прекрасные перспективы, было бы участие в их судьбе государства. 'Будущее за IT' - не просто громкий лозунг, но вполне осязаемая реальность для России. Правда, для этого необходимы определенные условия.


Во всяком случае, именно к такому заключению пришли участники пресс-конференции 'Итоги CeBIT-2004 и перспективы российских IT', собравшиеся в московском офисе 'Росбалта'. Формально поводом для встречи послужила проходившая 18-24 марта в Ганновере специализированная выставка CeBIT. Однако разговор не ограничился лишь к темой участия российских IT-компаний в выставочных мероприятиях, что, впрочем, весьма важный элемент их работы на внешнем рынке. Организаторы изначально планировали перевести разговор к перспективам IT в России и государственном участии в этой сфере. Но никто не ожидал, что тема эта окажется столь болезненной.

Как резюмировал высказывания коллег по выставке президент консорциума Fort-Ross Валентин Макаров (чья компания организовывала коллективный стенд компаний на CeBIT), развитие информационных технологий значится в приоритетных направлениях государственной политики нашей страны, однако до сих пор все ограничивается лишь декларациями. Государству следует четко сформулировать приоритеты в сфере IT, считает Валентин Макаров. Реализовывать же их так или иначе придется в диалоге с компаниями - игроками рынка, сообщил Макаров, обнаружив, таким образом, еще одну острую для IT-компаний тему диалога с властью.

'Для развития сферы высоких технологий в России необходима государственная поддержка участия отечественных IT-компаний в специализированных выставках', - поддержала коллегу руководитель службы рекламы и связей с общественностью компании ABBYY Анастасия Савина. Наибольшую пользу российским компаниям могло бы принести участие во всемирных выставках, таких, как CeBIT, считает Савина, однако ездят туда единицы. Причина - пассивное участие государства при подготовке российской стороны в выставочных мероприятиях. Вполне понятно, что, когда говорят об 'участии государства', как правило, имеют в виду деньги. Однако Анастасия Савина уверена, что инвестировать российским властям если и придется, то лишь в выставки - остальное компании сделают за государство сами.

Дело в том, что на подобные всемирные выставки стекается, по признанию участников выставок, 'большая часть важных партнеров и клиентов, весь цвет индустрии', с которыми, понятное дело, российские компании готовы наладить связи и без посредников. Другой вопрос, проблематично 'налаживать связи' если компания имеет на выставке скромное представительство или, того хуже, просто не смогла приехать. В этом проблема, уверяет представитель компании ABBYY.

Как считает Анастасия Савина, говорить о субсидировании сектора высоких технологий никто не станет. Более того, государственное участие компании видят в очень ограниченном формате. Так, по словам главы информационной службы 'Лаборатории Касперского' Дениса Зенкина, 'государство ни в коем случае не должно поддерживать введение налоговых льгот в сфере информационных технологий' или вводить прочие 'традиционные методы' поддержки сферы производства. Парадоксально, но только таким образом IT-компании надеются защититься от 'организованной преступности' и коррупции.

Другая сфера, где государство может оказать неоценимую услугу 'высокотехнологичным' компаниям, а значит и себе, это, как ни странно, имидж России на внешнем рынке. 'Для успешного экспорта информационных товаров и услуг России необходим позитивный имидж', - говорит Зенкин. По его словам, властям 'следует поддерживать имидж России как страны, у которой приятно покупать'. 'Нужно, чтобы государство решило, кто мы такие на международном уровне. 'Водка, гармонь и лосось' - такое позиционирование не способствует росту привлекательности российского экспорта', - заверил глава информационной службы 'Лаборатории Касперского'.

По словам Зенкина, где российскую продукцию сегодня любят покупать, так это во Франции. Хорошо к российским товарам относятся в Германии, но в США и Великобритании... Здесь и к товарам, и к услугам из России 'относятся настороженно'. Именно поэтому, полагает Зенкин, государство должно повышать престиж российской продукции в глазах международного сообщества.

Не обошли гости 'Росбалта' и тему участия государства в системе образования (Валентин Макаров отметил, что сегодня средств, выделяемых научно-исследовательским институтам, хватает только на то, чтобы они не умирали), но главным всё же остается вопрос диалога власти с этим специализированным бизнесом. Понятно, что российские IT-компании не умрут без господдержки. Однако пока отечественные компании будут продираться на внешний рынок, власть может потерять не только неплохие бюджетные дивиденды, но и 'российские мозги'. Уже сейчас доля outsourcing велика в российском IT-бизнесе. Может статься, отечественные компании окажутся своего рода 'сырьевым придатком' для мирового рынка высоких технологий.

Татьяна Кособокова, ИА 'Росбалт'. Москва