Posted 21 июля 2004,, 10:30

Published 21 июля 2004,, 10:30

Modified 2 апреля, 07:39

Updated 2 апреля, 07:39

"Вечерний Петербург": Подвальный триллер

21 июля 2004, 10:30

Глубокой ночью 14 июля жители первого подъезда дома N 60 по улице Лени Голикова проснулись от удушливого запаха дыма. Тревожный звонок в дежурку пожарной части - и огнеборцы не заставили себя долго ждать, приехали на вызов быстро. Горел подвал. Пламя потушили и с матом-перематом стали извлекать наружу насмерть перепуганных подвальных "квартирантов" - бомжей, которые и учинили весь этот переполох. Потом пожарные пересчитали немытые, нечесаные головы, переспросили, сколько народу там было до возгорания, и, убедившись, что никто из бродяг не задохнулся в дыму, отбыли восвояси. Случай этот переполнил чашу терпения жильцов, которые уже невесть сколько времени живут с "миной замедленного действия" под полом, и подобные ЧП, между прочим, у них случаются не первый раз. "Доколе же можно терпеть!" - возмутился народ и обратился в "ВП" за помощью.

Есть кровать для отдыха и зеркало для красоты

Когда мы прибыли по указанному адресу, в подъезде еще стоял запах гари. Лезем в подвальную темноту, подсвечивая путь фонариком... Нет, это надо видеть своими глазами. Такое может быть только у нас! На решетчатых дверях - замок. Сбоку, под лестницей - густое переплетение металлических прутьев, кажется - мышь не проскользнет! Ха-ха, да что там мышь, вот он, лаз: какой-то местный Шварценеггер вырвал прут с корнем, согнул его буквой "зю" - и человек не слишком плотной комплекции (а вы когда-нибудь встречали упитанных бомжей?) без труда сможет проникнуть в темень зловонного подполья. Или не проникнет? Эх, была не была! На голову - полиэтиленовый мешок, штаны - в скрутку, и мы с фотокором по одиночке пробуем испытать себя и свою одежду на прочность. Секунда, другая - и мы, почти не испачкавшись и не разорвав ни одного шва, в подвале. Сразу же натыкаемся на плотно набитые чем-то полиэтиленовые пакеты.

- Барахло свое кто-то забыл?

- Может, барахло. Может, что-то другое...

После событий 1999 года, когда подвалы двух московских многоэтажек начинили мешками с гексогеном и он рванул, погребя под грудой развалин сотни людских судеб, к "беспризорным" пакетам поневоле начинаешь относиться с большим подозрением.

Идем на удушливый запах гари и попадаем в бомжацкое логово. Стоят здесь кровати, забросанные тряпками, диван и даже... скамейка! А ее-то как затащили?! На стене - зеркало. Красиво жить никому не запретишь. Видимо, дамы бомжацкого полусвета прежде чем выйти на улицу, делают перед ним макияж. Побродив по усеянному тряпками полу, тем же путем выползаем на свет божий. И пока очищаем свежим воз-духом забитые гарью легкие, осматриваем дом со стороны. Традиционный питерский "корабль". И совсем даже не аварийный, выглядит вполне пристойно. Что же там с подвалами творится?

Идем дальше по подъездам. В одном из них на подвальной двери и замка нет - заходи не хочу. В подвале пятого подъезда горел свет и копошились люди.

- Ага, тут кто-то есть!

- Ты потихоньку там, всякое случиться может...

Эти "кто-то" оказались слесарями ДЭУ N 44. Один разговорчивый такой попался и нашей глупости устроить "подвальное расследование" сильно удивился. Бомжи в этом и в некоторых других домах по улице Лени Голикова проживают, если так можно выразиться, на постоянной основе. И периодически учиняют пожары. То окурок спьяну уронят, то попробуют к электрокабелю подключить кипятильник, чтобы чайку испить, да неудачно, и от короткого замыкания снова пожар...

- А вы видели, у них там в первом подъезде целое жилье оборудовано, - радостно сообщил нам слеса-рюга "новость".

- Мы-то видели. А вы куда смотрите?!

- У нас денег нет.

Но самое интересное случилось на финише нашей подвальной эпопеи. Вы наверняка представляете, как выглядит дом-"корабль". Сколько нам времени пришлось потратить, чтобы заглянуть по очереди в подвалы пяти подъездов и накоротке переговорить со слесарем? Ну минут двадцать, максимум - полчаса. И вот представьте себе такую картину. Возвращаемся мы в исходную точку, к злополучному подъезду-погорельцу, чтобы отщелкать еще пару кадров. И слышим подозрительную возню в подвале. Там же никого не было!

- Эй, кто там? Выходи, такой ты разэтакий, пока с тобой не случилось того-то и того-то!

Выползает покрытый с ног до головы грязью молодой человек с тощей псиной на поводке. Звать молодца Вовой, 22 лет от роду. Бомжует два года. Со страху, что ему сейчас разобьют морду, трясется, словно осиновый лист. Дали мы ему немного денег, чтобы успокоился, и велели больше сюда не ходить. Нет, право слово, это что-то невообразимое: подвал буквально на днях горел, приезжали пожарные, шум стоял до потолка, мы с журналистской инспекцией ходим, а бродяги все равно лезут, как будто тут медом намазано.У семи нянек подвал становится проходным двором

Не первый раз мы по просьбе читателей лезем в подвалы и не первый раз поднимаем на страницах "Вечёрки" данную тему. А ведь не должно быть подобных обращений в газету по определению. Почему? Да потому, что еще в 1999 году, после упомянутых выше московских событий, по всей стране была объявлена операция "Вихрь-антитеррор". В ходе этой акции милиция вместе с жилищниками должна была надежно изолировать доступы в подвалы и одним метким выстрелом убить двух зайцев: возможные теракты предотвратить и бродяг, которые пожары устраивают и в электрокабели врезаются, из подполья выкурить. И что мы видим в итоге? Подвалы, в которые может проникнуть любой желающий. Почему это возможно в том же самом доме N 60 по улице Лени Голикова? Начальник ДЭУ N 44 Анна Никулина сообщила нам, что дом этот - проблемный, задолженность по квартплате - астрономическая. О бомжах в подвале знает. Но поделать ничего не могут. Потому что денег нет. Взять те же самые замки. Выделили на них жилищникам копейки, на которые смогли купить замки, именуемые в народе "бочонками". Этот "бочонок" с помощью гвоздика открыть может любой, и бомжи об этом знают.

- Так вы хотя бы приварите оторванные металлические прутья, чтобы бродяги в дыры не лезли, - по-советовали мы Анне Александровне.

Знаете, что нам ответили? Сварщиков мало, рвущихся труб - много. Задерганы сварщики по авариям. Не будешь же снимать их с объекта, в котором хлещет вода, для того чтобы заделать лаз в подвал. Нет у сварщиков времени на такие "мелочи". И судя по всему, не будет.

А что же милиция? Ведь не только жилищники, но и участковый, если не изменяет память, в рамках того самого грозного "Антитеррора" должен контролировать ситуацию в подвалах на своем участке. Сегодня туда пролез безобидный бомж Вова. А завтра кто? Ведь если беспрепятственно можно затащить в подвал туго набитые тряпками пакеты (мы все-таки в них заглянули), значит, не приведи господи, можно забросить мешки с иным, взрывоопасным содержимым. Как все-таки быстро мы забываем жестокие уроки, которые нам преподносит жизнь! Заместитель начальника 8-го отдела милиции Кировского РОВД капитан Максим Попов сообщил нам, что контроль за подвалами в смысле их "террористической безопасности" с милиции никто не снимал и в этом направлении они по-прежнему работают вместе с жилищниками. Если есть проблемы, жители дома должны сигнализировать в милицию о том, что вход в подвал открыт, и тогда стражи порядка во взаимодействии с ДЭУ постараются привести все в надлежащее состояние.

А сейчас давайте представим, как это будет выглядеть на самом деле. Положим, напишут жильцы заявление в милицию. Ему, естественно, дадут ход. Но ведь в УВД нет ни сварщика, ни слесаря, сами же ми-лиционеры не пойдут "облагораживать" подвал. Участковый обратится все в то же ДЭУ. А там - сварщики на экстренных заданиях, а деньги есть разве что на замки, которые по большому счету замками и не являются. Все, господа, круг замкнулся. Прислушивайтесь к голосам в подвале и принюхивайтесь по ночам, не потянуло ли из подвала дымком, чтобы вовремя вызвать пожарных.

Кстати, знаете, что нам сказали в Управлении по информации и связям с общественностью ГО и ЧС? Спасение утопающих - дело рук самих утопающих. В том смысле, что люди сами, не дожидаясь милиции и жилищников, обязаны позаботиться о подвалах в своих домах. Об этом ГО и ЧС и по радио регулярно сообщает. А зачем тогда, спрашивается, нам нужны оперативные и коммунальные службы, если мы сами должны о себе заботиться?! Интересно все-таки выходит. Налоги платим. Квартплата растет как на дрожжах. Помимо налогов и квартплаты, оказывается, мы должны устраивать складчину, чтобы собрать деньги "на подвал". Или "на чердак" - на них тоже живут всякие темные личности и чердаки тоже горят. Или скинуться на замену стояка, который "терроризирует" весь подъезд. Или еще на что-то остро необходимое. В это время те, кому положено заниматься данной работой по долгу службы, будут жаловаться на отсутствие средств. Так ведь мы вам уже заплатили и заплатим еще больше, куда эти деньги, скажите на милость, деваются, в какую такую бездонную яму попадают?!

Ударим акцией по чиновничьему разгильдяйству!

Ситуация на Лени Голикова, 60,судя по всему, показательна для Санкт-Петербурга в целом. Не случайно же губернатор Валентина Матвиенко недавно выезжала во Фрунзенский район с незапланированным визитом, после которого, увидев состояние дворов, подъездов, помоек и тех же самых подвалов, поставила перед чиновниками ребром задачу по наведению порядка. Губернатор объявила своим подчиненным на заседании правительства: "Мы с вами наемные работники. Не справимся с задачей - город наймет других". Сказано жестко и предельно ясно. А еще госпожа Матвиенко призвала чиновников ходить ногами. Смысл понятен: пора спускаться с небес кабинетно-подковерной деятельности и заниматься конкретной работой в конкретных дворах и домах. Работать с людьми и для людей. Между прочим, глава администрации Фрун-зенского района публично был лишен премии. Такое случилось впервые в правительственной практике.

"Вечерний Петербург"