Posted 2 сентября 2004,, 05:21

Published 2 сентября 2004,, 05:21

Modified 2 апреля, 07:25

Updated 2 апреля, 07:25

Volkswagen прельстился российским рынком

2 сентября 2004, 05:21

МОСКВА, 2 сентября. Немецкий автоконцерн Volkswagen признал, что собирается открыть в России свое сборочное производство. Завод может быть открыт уже в ближайшие полтора года, а в качестве возможной модели рассматривается компакт-вэн Touran. Эксперты удивлены выбором концерна. Они указывают на достаточно высокую стоимость автомобиля и слабый спрос россиян на компакт-вэны, пишут сегодняшние 'Ведомости'.

О том, что Volkswagen может построить завод в России, чиновники говорят уже несколько лет. Но сам немецкий автогигант до сих пор ограничивался лишь лаконичными заявлениями о том, что российский рынок ему интересен. Но вчера пресс-служба Volkswagen впервые официально подтвердила серьезность намерений автоконцерна. Со ссылкой на председателя правления Бернда Пишетсридера она сообщила, что компания рассматривает возможность создания сборочного предприятия в России. При этом завод может быть запущен в ближайшие полтора года. Представитель Volkswagen пояснил 'Ведомостям', что Пишетсридер сделал это заявление несколько недель назад во время своего визита в США. В качестве возможной модели в немецком концерне называют компакт-вэн Volkswagen Touran. Российские чиновники ранее говорили, что концерн хочет собирать более дешевую модель Bora. Представители концерна подчеркивают, что окончательного решения ни по сроку реализации проекта, ни по модели пока не принято. Назвать объемы предполагаемого производства и инвестиций они отказались.

Чиновник одного из профильных министерств подтверждает, что договоренности с немецким концерном пока 'носят очень предварительный характер'. Volkswagen определился только с площадкой - завод может быть построен в подмосковном Ступине. Но 'никаких конкретных цифр по инвестициям, название модели, которая может собираться в России, а также объем производства они пока не называют', замечает чиновник. Он предполагает, что Volkswagen ждет, чем решится вопрос о введении пониженных таможенных пошлин на автокомпоненты для промышленной сборки. Весной Минпромэнерго предложило снизить их до 3%. Чиновник поясняет, что Volkswagen не стал добиваться освобождения от уплаты таможенных пошлин по аналогии с Ford, сославшись на невозможность доведения локализации производства до 50%.

Как пояснил 'Ведомостям' представитель 'Фольксваген Групп Рус' Андрей Гордасевич, официальные продажи модели Touran на российском рынке начались лишь во второй половине прошлого года. Пока их продается не очень много: за I полугодие 2004 года - 81 автомобиль. Стоит Touran от $24 тыс. 167.

Эксперты сомневаются, что Volkswagen намерен выпускать в России именно Touran. 'Очень странный выбор', - замечает директор по маркетингу 'Рольф-Холдинга' Валерий Тараканов. 'Местное производство может быть успешно, если оно исчисляется десятками тысяч штук в год, - рассуждает он. - А Touran и стоит дорого - им вряд ли удастся снизить цену ниже $21 тыс., и не пользуется массовым спросом: компакт-вэны в России традиционно продаются плохо, и этот сегмент рынка пока не развит'. Тараканов сомневается, что Volkswagen захочет развивать его самостоятельно. 'Это была бы очень дорогостоящая и неблагодарная затея', - отмечает он.

Но Тараканов полагает, что Volkswagen вполне может выпускать Touran как сопутствующий нишевый продукт к какой-либо модели класса С. 'Российский рынок сейчас не готов поглотить большое количество мини- и компакт-вэнов', - соглашается Павел Лешаков из 'Автотора'. 'Мы знаем это по собственному опыту: за несколько лет продаж Kia Carnival, которая стоит чуть дешевле, нежели Touran ($21 тыс. - 23 тыс.), нам удалось продать всего около 800 автомобилей', - замечает он. А Максим Матвеев из 'Альфа-банка' говорит, что в любом случае, чем раньше Volkswagen придет в Россию, тем лучше для него. Ведь конкуренты тоже планируют открывать здесь заводы. 'Если решение будет принято с горизонтом в год, это будет не поздно', - заключает аналитик.

Volkswagen - крупнейший автопроизводитель в Европе. В 2003 году произвел свыше 5 млн. автомобилей. Выручка в 2003 году составила $109,39 млрд., чистая прибыль - $1,37 млрд. В России в 2003 году Volkswagen продал 7 тыс. 408, а в первом полугодии 2004 году - 3 тыс. 983 автомобиля.