Posted 29 июня 2005,, 08:58

Published 29 июня 2005,, 08:58

Modified 2 апреля, 05:44

Updated 2 апреля, 05:44

Украинский ОПК на перепутье

29 июня 2005, 08:58
Стремление Украины в НАТО может привести к гибели национальной оборонной промышленности: связи с российским ВПК прервутся, а в Североатлантическом альянсе украинские предприятия никому не нужны.

Украина полным ходом и на вполне официальном уровне движется в Североатлантический альянс - 21 апреля в рамках 'Плана действий' Украина - НАТО вступил в силу 'План целей' на 2005 год. По словам министра обороны Украины Анатолия Гриценко, страна может быть готова к вступлению в НАТО уже через два-три года. Евроатлантический выбор Украины может привести к неизбежному сворачиванию сотрудничества с Россией в военной сфере. К такому выводу пришли эксперты и представители власти на собравшемся в Киеве круглом столе 'Украинский оборонно-промышленный комплекс (ОПК): между НАТО и Россией'.

Замминистра обороны Украины Вячеслав Кредисов в оценке ситуации отдает должное дипломатии: 'Выбирая между НАТО и Россией, украинские оборонные силы следуют позиции политиков. С экономической же точки зрения Украине необходимо рассматривать всех в качестве потенциальных партнеров'.

Россия к такой 'всеядности' украинской экономики относится настороженно. Министр обороны России Сергей Иванов еще 6 июня на пресс-конференции в Москве заявил, что в случае вступления Украины в НАТО, судьба украинской "оборонки" понятна: "Никто не будет содержать крупные предприятия, выпускающие продукцию, не соответствующую стандартам НАТО". Что же касается самой России, то ей придется 'вложить достаточно большие деньги, чтобы избежать всякой зависимости от поставок продукции и комплектующих из Украины'.

Будущее украинского ОПК в случае разрыва отношений с Россией у многих экспертов оптимизма не вызывает. 'Украина сегодня владеет только тем, что осталось от советского ОПК - это только 4% от всего объема,- напоминает экс-министр обороны Украины Александр Кузьмук. - И эти предприятия представляют собой только ремонтную цепочку'. Действительно, основная проблема украинского ОПК - не столько в техническом и кадровом старении отдельных предприятий, сколько в отсутствии целого ряда ключевых производств отрасли.

Делались попытки трансформировать оборонный комплекс Украины в направлении создания замкнутых циклов производства боевой техники. Но из-за недостатка ресурсов успехи оказались незначительными - продвижения добились отдельные компании. Поэтому у многих вызывает иронию инициатива новой власти по созданию концернов, которые путем объединения предприятий оптимизируют деятельность ОПК.

Александр Кузьмук подчеркивает, что государство никогда не имело четкой стратегии и выработанной политики развития украинского ОПК, не имеет ее и сейчас. В бюджете на 2005 год предусмотрено только 64 млн. гривен ($1,3 млн.) на модернизацию, на эти средства "можно отремонтировать только три самолета". За 13 лет после распада СССР из 40 образцов оружия пятого поколения, которые были разработаны украинскими учеными, на производство не поступил ни один вид оружия. Украина сохранила свою оборонную промышленность только благодаря межзаводским, межведомственным связям с российскими предприятиями.

Существуют проекты поставки украинского оружия в третьи страны. Эксперты Центра анализа и стратегий Андрей Ионин и Михаил Барабанов отмечают: до сих пор сотрудничество украинского и российского ВПК характеризовалось не только двусторонними отношениями, но и соперничеством в третьих странах. Однако самостоятельно Украина способна конкурировать только в отдельных узких целевых нишах и в тех странах, где другие поставщики отсутствуют (прежде всего, по политическим мотивам), как это произошло с продажей танков Т-80УД в Пакистан и организацией производства самолетов Ан-140 в Иране. Очевидно, что после деклараций о вступлении в НАТО, такое поведение станет невозможным.

Несравнимо большая часть украинского военного экспорта направлялась в Россию. Однако по мере закрытия внутреннего российского рынка роль и экспортный потенциал украинского ОПК будут снижаться. Остается надеяться на западные инвестиции, которые украинские политики надеются получить со вступлением в НАТО. Но опыт стран, уже вступивших в НАТО, наглядно демонстрирует, что большинство государств Центральной и Восточной Европы утратили национальную оборонную промышленность. Как, например, Польша, после вступления в альянс сохранившая всего 5% прежнего ОПК.

Таким образом, для создания самодостаточных производств замкнутого цикла ОПК у Украины нет ни времени, ни ресурсов. Тем более, этот путь противоречит нынешнему стратегическому выбору Украины - на Запад, в ЕС, в НАТО. То есть для Украины по-прежнему неразрешимым остается вопрос: как совместить сотрудничество с Россией с продвижением в НАТО?

Анна Стешенко, Наталья Ревская, ИА 'Росбалт', Киев