Posted 4 июля 2005,, 17:14

Published 4 июля 2005,, 17:14

Modified 2 апреля, 05:42

Updated 2 апреля, 05:42

Россия-ЕС: прогнозы развития

4 июля 2005, 17:14
ИА 'Росбалт' публикует документ, созданный в рамках рабочей группы 'Мастерская будущего' по проблемам внешней политики и международного сотрудничества.

ИА 'Росбалт' публикует документ, созданный в рамках рабочей группы 'Мастерская будущего' по проблемам внешней политики и международного сотрудничества.

'Мастерская будущего' - существующее в рамках межгосударственного проекта 'Петербургский диалог' сообщество молодых экспертов, политиков, ученых России и Германии. Цель работы группы - диалог молодых политиков, экспертов, экономистов, журналистов из России и Германии. Общение в рамках 'Мастерской будущего' позволит, по мнению организаторов группы, будущим российским и немецким политикам познакомиться друг с другом поближе и открыто поговорить о проблемах, которые могут стать важными уже через несколько лет.
Представители нового поколения обсуждают темы, риски, шансы, которые стоят перед двумя европейскими странами: глобальные угрозы; проблемы миграции; противостояние цивилизаций; европейские ценности; Россия в условиях расширения Евросоюза. На базе 'Мастерской будущего' создаются конкретные проекты межгосударственного сотрудничества. Группа, как считают участники, должна стать генератором идей немецко-российских отношений будущего.



Россия-Германия

Германия и Россия являются стратегическими партнерами. Но наполнение этого партнерства вне рамок дипломатической риторики еще предстоит в ближайшие 10 лет определить.
Обе стороны стремятся достичь более глубокого уровня согласования своих взаимных интересов.
Германия заинтересована в России как факторе добрососедской стабильности на восточном фланге Европы. Однако у немецкой стороны нет единства мнений, как строить повседневные отношения с Россией, с трудом преодолевающей свое недемократическое наследие.
Россия рассматривает Германию как важнейшего европейского союзника в эпоху глобализации и в построении стабильного миропорядка.
Негативные клише, пришедшие из прошлого, уже не играют для сторон политической роли. Это серьезное достижение последних лет.
Германия и Россия - соратники по отражению угроз международного терроризма и решению проблем безопасности (наркотрафик, контрабанда оружия и пр.).
Отношения сторон строятся на фундаменте экономических интересов. Их ядром является взаимовыгодный энергетический диалог. Германия будет все более нуждаться в российских нефти и газе. Россия заинтересована в немецких инвестициях и технологиях.

Россия - ЕС

Хотя конституция ЕС была отклонена многими странами, долгосрочные процессы централизации Евросоюза будут по всей вероятности идти дальше. Достигнутый на сегодня уровень интеграции будет сохранен.
Тем не менее, разразившийся кризис и неопределенность в выборе дальнейшего пути продемонстрировали хрупкость устройства ЕС. Евросоюзу необходима фаза административной консолидации и переосмысления прежних моделей развития. Внешнеполитические аспекты могут отступить в это время на второй план. Прежде всего, это касается дебатов о расширении Евросоюза, но может затронуть и отношения с важными государствами-соседями, в том числе с Россией.
В то же время 'замораживания' отношений Россия-ЕС не произойдет. Этого не допустят экономические обязательства сторон друг перед другом и их взаимосвязанное вовлечение в глобальные политические процессы.
Российско-германские отношения приобретут для сотрудничества между Москвой и Брюсселем особо важное значение. Они могут стать одновременно стабилизатором и локомотивом сотрудничества Россия-ЕС. Германия и находящаяся в процессе демократизации Россия должны взять на себя эту роль независимо от кадрового состава их правительств.
При этом Россия и Германия будут решать общие задачи в сфере европейской политики:
Первое. Снятие напряженности и предотвращение конфликтов между ЕС и Россией (например, на постсоветском пространстве).
Второе. Стратегическая дискуссия о будущих отношениях ЕС-Россия.
Третье. Достижение общественного консенсуса о культурно-историческом статусе России как части Европы.
'Особые двусторонние отношения' России и Германии, вписанные в европейский контекст, сохранят приоритет, пока не будут созданы действенные инструменты по учету российских интересов в Европе и интересов Евросоюза в России.
Для России отношения с ЕС в целом, на наднациональном уровне будут становиться все более важными. Евросоюз может стать главным внешним модернизационным ресурсом России и, кроме того, ориентиром в ходе осуществления ее внутренних структурных реформ.
К сожалению, у России и Евросоюза взаимно отсутствует сейчас ясная концепция общего будущего. Создание т.н. 'четырех пространств' Россия - ЕС и предложенные в этой связи 'дорожные карты' не отвечают на вопрос о стратегических приоритетах сторон.

В самое ближайшее время сторонам необходимо выбрать один из трех возможных путей кооперации:

Первый путь. Всеобъемлющая интеграция с перспективой вступления России в ЕС.
Обозначение РФ четкого желания стать членом ЕС, поддержанное Евросоюзом, постепенная унификация российского законодательства с нормативным пространством ЕС в рамках согласованного сторонами плана действий по вступлению России в Европейский Союз.
На сегодняшний день такой путь малореалистичен. Евросоюз не будет готов к 2015 году к вовлечению России как полного члена. В России есть разные мнения на этот счет. Москва не хочет сейчас односторонне дрейфовать в сторону ЕС. Она декларирует свое желание выступать в мире как самостоятельный центр силы.

Второй путь. Партнерство без элементов формальной интеграции.
Осознанный отказ России от гармонизации ее каких-либо законодательных норм с ЕС. Стороны рассматривают себя как независимых партнеров без какого-либо уровня формального единения. Примером такой модели являются отношения ЕС - США.
Однако ситуация России и Евросоюза иная. Географическая близость сторон и нынешний уровень их экономической зависимости друг от друга диктуют более глубокий уровень взаимодействия. Кроме того, партнерство без интеграции может быть чревато конфронтацией, так как не предусматривает действенных механизмов для ее предотвращения.

Третий путь. Интеграция без членства.
Частичная унификация законодательства России с нормами ЕС в областях, представляющих взаимный интерес. В такой модели Германия может выступать в качестве посредника при установлении более близких отношений России и ЕС. Сохраняя самостоятельную политику, обе стороны сотрудничают по конкретным направлениям и проектам. Сейчас они в первую очередь сосредоточены внутри 'четырех пространств'. В будущем эти пространства могут оказаться слишком тесными. В любом случае модель интеграции без членства в перспективе даст России возможность в некоторых сферах достичь весьма глубокого уровня сотрудничества с Евросоюзом, де-факто интегрироваться с ЕС в тех или иных областях.
Этот путь не является идеальным. Но в настоящий момент именно он скорее отвечает общим представлениям России и Евросоюза о взаимном сотрудничестве.

С целью оптимального развития отношений Россия - ЕС можно выдвинуть следующие конкретные предложения:

1.Россия и Евросоюз должны в самое ближайшее время определить конечные цели их взаимодействия.
2.Согласно этим избранным целям должен быть составлен и принят новый договор Россия-Евросоюз взамен истекающего в 2007 году Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Не исключено, что это будет Договор об ассоциации России и ЕС. Он выведет отношения сторон на высший уровень кооперации, возможный для ЕС с государством-не членом Евросоюза. Договор будет способствовать сближению сторон и подключит РФ - при сохранении ей самостоятельности - к европейским интеграционным процессам.
3. Сторонам стоит задуматься о создании новой сферы глобального сотрудничества, которая включала бы в себя Россию, ЕС и не только их. В нее могли бы войти нынешние республики СНГ, оказавшиеся в переходной зоне между Евросоюзом и Россией. Как показали события на Украине, здесь заложен конфликтный потенциал. Для снятия возможной напряженности важным будет формирование новой 'большой Европы'. В ее рамках можно говорить об интеграционной модели 'Евросоюз-Россия плюс...'.
Германия и Россия могли бы взять на себя инициативу выработки такой модели, параметры которой еще предстоит определить.
4.России следует модернизировать административный аппарат по взаимодействию с ЕС. Для повышения эффективности кооперации необходимо в среднесрочной перспективе создать специальное Министерство РФ по делам Евросоюза. Дополнительный импульс может исходить от новых российско-германских программ стажировок, обменов, обучения, мастер-классов, тренингов, выпуска учебной литературы и так далее.
5. Россия должна подключиться к развернувшемуся в Европе дискуссионному процессу, в том числе к дебатам по формулированию общеевропейских ценностей и норм. Основой для более активного вовлечения России в этот процесс может стать германо-российский диалог, прежде всего на уровне гражданского общества. Этот диалог должен идти независимо от политической коньюктуры в обеих странах и отвечать их долгосрочным целям в Европе.
6.Углубление сотрудничества в рамках 'Ассоциации Россия-ЕС' может дать толчок инициативам по урегулированию глобальных проблем, разрешению конфликтов и углублению экономической кооперации. Вневропейскими партнерами Ассоциации могли бы стать США, Япония, Китай, Индия. Ассоциация стала бы генератором выработки европейской внешней политики. Предпосылкой этого является продолжение внутрироссийских реформ, основанных на принципах демократии, правового государства, рыночной экономики. Лишь в этом случае Европа может стать полем совместных действий России, Германии и ЕС.

Олег Зиньковский, Райнер Линднер, Дмитрий Суслов