Posted 28 февраля 2006,, 10:24

Published 28 февраля 2006,, 10:24

Modified 2 апреля, 04:27

Updated 2 апреля, 04:27

Копить нельзя тратить

28 февраля 2006, 10:24
Министр финансов РФ Алексей Кудрин изложил свой взгляд на формирование бюджета страны. Он предлагает верстать главный финансовый документ без учета поступлений от нефти. Лишние деньги из экономики исчезли бы, но вот сам подход политически неприемлем
/i/msg_i/100019/stabfond3.jpg

Верстать главный финансовый план страны нужно без учета поступлений от нефти. Как пишет сегодня газета «Ведомости», таково мнение кандидата экономических наук, профессора Алексея Кудрина, которое он высказал в статье в журнале "Вопросы экономики". Если бы бюджет-2006 верстался по этим правилам, пришлось бы отказаться не только от нацпроектов и инвестфонда, но и от трети запланированных расходов. План министра финансов Кудрина решил бы проблему лишних денег в экономике, но политически неприемлем, убеждены эксперты.

Страны, зависящие от экспорта нефти, сталкиваются с несколькими принципиальными проблемами - несоответствием между денежным предложением и спросом, резким колебанием доходов бюджета и невозобновляемостью природных ресурсов, пишет Кудрин в февральском номере журнала. Чтобы экономика таких стран была стабильной, они должны проводить жесткую бюджетную политику, изымая сверхдоходы. В большинстве случаев страны-экспортеры так и делают, либо накапливая деньги на счетах в центробанках, либо создавая фонды. Они бывают двух видов - сберегательные, которые сохраняют нефтяные доходы для будущих поколений, и стабилизационные, нужные для снижения зависимости экономики от цен на нефть. Например, Норвегия скопила в "фонде будущего" $187 млрд.

"Позитивных результатов добивались только те страны, которые наряду с созданием фондов ограничивали объем расходов бюджета", - отмечает Кудрин. Российский Стабфонд, который на начало 2006 года составил 1,5 трлн рублей, аккумулирует только половину поступающих от дорогой нефти денег, рассуждает он. Многие эксперты предсказывают, что цены на энергоносители и дальше будут расти, а в таких условиях без стерилизации все возрастающего денежного предложения правительству России придется допустить серьезное укрепление рубля и ускорение инфляции.

О дополнительных расходах и речи быть не может. По расчетам автора, трата внутри страны 250 млрд рублей дает лишний процент к показателю роста цен. Из-за того что в последнее время бюджет пересматривается не только в ходе обсуждения, но и в течение года, фактическая цена отсечения в Стабфонд оказывается выше положенной (с 2006 году - $27 за баррель). "Это делает механизм функционирования фонда недостаточно эффективным", - заключает Кудрин. Решить проблему можно, зачисляя в Стабфонд не только доходы от экспорта нефти, но еще газа и нефтепродуктов. А расходы бюджетов надо планировать, исходя только из тех доходов, которые получены без учета нефти.

Идеи Кудрина-ученого пока не стали основой какого бы то ни было официального документа, признается чиновник Минфина. Но все же это не просто частное мнение министра. "Идеологически это один из путей, который мы обсуждаем внутри Минфина", - сказал «Ведомостям» чиновник Минфина.

Кудрин может выложить этот план в тот день, когда популисты в очередной раз захотят повысить планку, начиная с которой нефтяные доходы попадают в Стабфонд, а не в бюджет, полагает главный экономист Объединенной финансовой группы Ярослав Лисоволик. Он считает предложение министра здравым, так как нынешний подход к формированию бюджета не позволяет справляться с излишней ликвидностью, сдерживать инфляцию и противостоять укреплению рубля.

Однако, пишут «Ведомости», предложение Кудрина отрежет от бюджета существенную часть доходов. В 2005 году доходы бюджета составили 5,121 трлн рублей, из них 2,1 трлн рублей пришлось на экспортную пошлину и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) от нефти, газа и нефтепродуктов. Если бы идея министра уже была воплощена в жизнь, то расходы бюджета не могли бы превысить 3 трлн рублей, тогда как в реальности они в 2005 году составили 3,6 трлн рублей. С 2006 года ситуация хуже: объем поступлений от пошлин и НДПИ на энергоносители запланирован на уровне 2 трлн рублей, а все доходы - немногим больше 5 трлн рублей. Тогда максимальные расходы могли бы быть на уровне 3 трлн рублей, а в бюджете-2006 они запланированы на уровне 4,27 трлн рублей. То есть, по Кудрину, расходы следует урезать на 30%. Для сравнения: на нацпроекты в 2006 году предполагается потратить 147 млрд рублей, а на инфраструктурные проекты из инвестфонда - 69,7 млрд рублей.

"Это фискально-упрощенческий подход", - приводят «Ведомости» мнение руководителя департамента Минэкономразвития Андрей Клепач. По его словам, бюджет - не самоцель, а средство решения государством проблем финансовой стабильности и исполнения социальных обязательств. "Почему бы тогда и доходы от экспорта леса и зерна не выводить за баланс бюджета?" - иронизирует зампред бюджетного комитета Думы Виталий Шуба. Он убежден, что доходы от недропользования - такая же часть доходов государства, как и остальные, а Кудрин пытается подстраховаться на случай падения сырьевых цен, не учитывая, что мировая экономика могла выйти на новый уровень нефтяной конъюнктуры. Бывший руководитель экономического управления администрации президента и председатель экспертного совета "Деловой России" Антон Данилов-Данильян сравнил Кудрина с Плюшкиным из "Мертвых душ": "Положили деньги в Стабфонд, и лежат они мертвым грузом". Словом, при благоприятной ценовой конъюнктуре идея Кудрина "социально и политически непроходима", заключает эксперт Центра развития Наталья Акиндинова.