Posted 1 ноября 2006,, 11:00

Published 1 ноября 2006,, 11:00

Modified 2 апреля, 03:20

Updated 2 апреля, 03:20

Москва. Презентация исследования «Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах России»

1 ноября 2006, 11:00

1 ноября 2006 года в 14:00 информационное агентство «Росбалт» совместно с Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» провело презентацию исследования «Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах России».

В презентации приняли участие:

Сергей Борисов, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», заявил, что, согласно результатам исследования, темпы развития малого бизнеса в России остаются очень медленными и малый бизнес по-прежнему является аутсайдером. Президент ОПОРЫ доказывает, что издержки малого предпринимательства на преодоление административных барьеров в этом году составляющие 9,6%, являются одним из главных негативных факторов в развитии малого бизнеса. «В прошлом году, по данным опроса, бизнес оценил свои издержки на преодоление административных барьеров в 8,5% от выручки. В этом году показатель вырос до 9,6%, а значит, растет степень жадности чиновников», — заявил Борисов. По его словам, в опросе участвовали 5,9 тыс. респондентов, среди которых основную часть составляли руководители предприятий: собственники и наемные менеджеры. Борисов также рассказал, что порядка 70% респондентов по той или иной причине не могут приобрести бизнес-недвижимость, причем половина – 49% опрошенных – в качестве причины называют «ограниченный доступ к торгам, недостаток достоверной информации о торгах и объектах». Он отметил, что более половины опрошенных позиционируют свое финансовое состояние как «относительно устойчивое: для поддержания бизнеса хватает, для развития нет». За прошедший год ситуация практически никак не изменилась. Президент ОПОРЫ также отметил, что «Оценивая причины «закрытия» малых предприятий, половина опрошенных (51%) считают, что дело не в факторах внешней среды, а в самих предпринимателях, их низкой квалификации и собственных ошибках». «Вопреки распространенному мнению о том, что существенную роль в закрытии бизнеса играют административные барьеры, предприниматели, участвовавшие в опросе, приписывают действиям властей меньшее влияние (25%). Практически на том же уровне оценивают негативное влияние крупных компаний (22%)», — сказал Борисов. По его словам, как и в прошлом году, более 60% опрошенных отметили, что в регионе имеются отрасли, доступ в которые искусственно затруднен. О том, что представители региональных и местных администраций используют свое служебное положение для создания особо благоприятных условий отдельным фирмам, осведомлены почти 80% опрошенных. Борисов отметил, что административный ресурс применяется разными способами, в том числе не вполне законными. Устойчиво более 60% предпринимателей показывают, что сталкиваются с произволом и злоупотреблениями как со стороны представителей администраций, так и со стороны сотрудников контрольно-надзорных и правоохранительных органов. О том, что в регионах берут и дают взятки, заявляют более 60% опрошенных, причем более 40% считают эту практику широко распространенной. Оценка в точности повторяет ситуацию прошлого года. За год ничего не изменилось. По словам Сергея Борисова, вняв упрекам региональных властей, болезненно оценивших результаты предыдущего исследования, инициаторы проекта в этом году отказались от формирования стандартного рейтинга регионов, построив более сложную графическую схему, названную «Индексом ОПОРЫ». «Этот документ должен стать настольной книгой для любого чиновника», – заявил Сергей Борисов, говоря об исследовании.

Андрей Шаров, директор Департамента госрегулирования в экономике Министерства экономического развития и торговли РФ, с сожалением отметил, что результатом проекта «стало нелицеприятное исследование для всех уровней власти». Андрей Шаров отметил, что результаты исследования малого бизнеса хоть и проводились при участии МЭРТа, тем не менее, получились достаточно объективными и выявили целый ряд недоработок госвластей. «Несмотря на то, что МЭРТ принимал финансовое участие в данном исследовании, работы по принципу «кто платит, тот и заказывает музыку» не получилось. Результаты получились достаточно объективными и выявили целый ряд недоработок со стороны государства», — заявил Шаров. Чиновник также отметил, что на основе исследований, проведенных в прошлом году, государство, в лице МЭРТа, сделало ряд организационных выводов. Так, по его словам, для того чтобы малый предприниматель смог приобрести недвижимость, для него создаются преференции на аукционах, предоставляются рассрочки, а также создаются специальные фонды. Для упрощенного доступа к финансовым ресурсам МЭРТу удалось договориться с Центробанком по изменению законодательно-нормативной базы, для того, чтобы заинтересовать коммерческие банки выгодой кредитования малого предпринимательства. Помимо этого прорабатывается создание в регионах гарантийных фондов, которые будут выступать гарантом по кредитам для малого бизнеса. Шаров отметил, что для увеличения числа квалифицированных бизнесменов создается порядка 100 «бизнес-инкубаторов» для начинающих предпринимателей. Представитель МЭРТа считает чрезвычайно показательным отношения между местными властями и бизнесом, который боится муниципальную власть больше правоохранительных органов. Шаров предложил вернуть ранжирование регионов по местам и использовать эти данные при расчетах межбюджетных трансфертов, поощряя регионы, целенаправленно занимающиеся поддержкой и формированием позитивного бизнес-климата.

Владимир Петухов, директор по исследованиям Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), выразил уверенность, что исследования малого предпринимательства в России позволили определить реальную, а не декларируемую привлекательность регионов для бизнеса. По его словам, метод, использованный во время исследования, когда предпринимателя спрашивали о соседних регионах, позволил объективно оценить бизнес-климат и инвестиционную привлекательность различных областей страны. Петухов отметил, что в качестве респондентов выступили руководители предприятий из производственной, торговой, а также сферы услуг. В опросе участвовали 5,9 тыс. респондентов из 75 регионов, представляющие по большей части тот искомый «средний класс» России, который будет определять ее будущее в ближайшие годы и десятилетия. При проведении опроса, по мнению Петухова, подтвердился ожидаемый разрыв между сущим и должным, проявляющий себя в завышенных ожиданиях представителей малого бизнеса. Бизнес ждет изменений более интенсивных и быстрых, превышающих реальные возможности государства и экономики.

В свою очередь руководитель отдела корпоративных проектов компании «Интеррос» Александр Ивахник отметил, что его организация участвовала в проекте, проявляя корпоративную и социальную ответственность. «Росбанк», входящий в группу «Интеррос», недавно подписал соглашение о партнерстве с «ОПОРОЙ России». Заключенные договоренности будут направлены на проведение совместных исследовательских и образовательных проектов.

Александр Бречалов, гендиректор ООО «Юниаструм Консалтинг», объяснил заинтересованность своей компании необходимостью выявления привлекательности бизнес-климата регионов для развития дальнейшего сотрудничества с ними.