Posted 1 ноября 2006,, 15:37

Published 1 ноября 2006,, 15:37

Modified 2 апреля, 03:20

Updated 2 апреля, 03:20

Национализм во фраке

1 ноября 2006, 15:37
В России уже сформировалось сообщество грамотных и спокойных людей, в форме светской беседы ведущих "рациональный диалог о приоритетных интересах русского народа и формах их реализации в современном мире».

В российской общественной мысли сформировалось цивилизованное националистическое крыло - сообщество грамотных и спокойных людей, в форме светской беседы ведущих «рациональный диалог о приоритетных интересах русского народа и формах их реализации в современном мире». Задачу такого рационального диалога поставили перед собой участники научно-практической конференции «Русские в XXI веке. Стратегия возрождения», проведенной на днях Институтом национальной стратегии и Лигой консервативной журналистики.


Обойдемся без Кремля

Всякий, кто помнит кликушеские собрания националистов времен позднего Горбачева и раннего Ельцина, мог убедиться: «новая русская партия» прошла серьезный путь. Слово «сионисты» на конференции не упоминалось вовсе. Не было и проклятий в адрес демократов (как и вообще практически не было политической патетики). Угодничества перед властями также не наблюдалось.

«У меня ощущение глубокого разочарования во власти, – заявил известный политик, депутат Госдумы Дмитрий Рогозин. – Занимаясь в основном бизнесом, причем, чаще всего личным бизнесом, она просто удерживает общество под контролем». Напомнив о временах десятилетней давности, когда патриоты дружно осуждали Александра Лебедя за подписанный им сомнительный мир с чеченскими сепаратистами, Рогозин заявил, что Хасавюртовский договор – мелочь по сравнению с тем, чего добились от России нынешние хозяева Чечни во главе с Рамзаном Кадыровым.

Между тем, по мнению Рогозина, все недавние инициативы Кремля, которые можно отнести к сфере национальной политике, позаимствованы у его коллег по партии «Родина». «Все наше было принято властью, до обезьянничанья, – считает Рогозин. – Но ничего серьезного власть делать не будет». Более того, по его мнению, «власть будет бороться с русским национализмом, так как считает это поле своей собственностью».

Но теперь Дмитрий Олегович видит на своем фланге достаточно сторонников, чтобы обойтись и без помощи Кремля: существует «национальная патриотически-настроенная интеллигенция», обширные интернет-ресурсы, и организации «уже не слабые». «Я чувствую в поездках по стране: масса русской молодежи! – воскликнул Рогозин. – Этого не было раньше. Их надо окормлять».

«Российское государство показало себя как безнадежно нерусское», – считает главный редактор газеты «Спецназ России» Константин Крылов. По его хронологии, «русское движение началось в 1991 году как ресентимент, связанный с потерей СССР». Но уже после 1993 года «классический советский патриотизм, в общем, погиб». А далее, с 1999 года, «исчерпало себя и классическое патриотическое движение». Крылов связывает это с тем, что Россия тогда не поддержала Сербию, которую бомбили войска НАТО. По мнению журналиста, даже последовавшая в 2000 году смена Ельцина Путиным ничего в характере государственной власти принципиально не изменила.

Однако были и другие мнения: так, председатель Лиги консервативной журналистики Дмитрий Володихин предположил, что «резерв толкания (идей националистов) во власть еще сохраняется».

Империю "на мыло"

Какие же цели ставят перед собой просвещенные националисты? Самое, пожалуй, интересное в том, что сегодня мыслители «русского крыла» четко различают национализм и империю. Ничего подобного не было 10-15 лет назад, когда поклонники «русской идеи» с восторгом открывали для себя слово «империя», освобождаясь от комсомольского словаря. Теперь же выбор был сделан явно в другую сторону.

«Современная Россия – не империя, и русские перестали быть имперским народом, - считает историк, эксперт «Горбачев-фонда» Валерий Соловей. – Впервые за 500 лет русские почувствовали себя народом, чье будущее не гарантировано». «Русские превращаются из народа для других в народ для себя», – вот та мысль, которая явно импонировала большинству собравшихся. Правда, по мнению Соловья, скорее всего, «русским национализмом этот шанс использован не будет», и в России наступит новая смута. «Я Соловей, а не буревестник», – пошутил историк, пытаясь сгладить впечатление от своих слов.

«Россия будет оставаться империей поневоле, но эта ценность ушла», – суммировал данные многих опросов социолог, руководитель отдела социально-политического анализа ВЦИОМ Леонтий Бызов. По его мнению, «современные россияне очень бедны сверхидеями и очень прагматичны».

Резче высказался «спецназовец» Константин Крылов. «Весь имперский период русские существовали для империи, – напомнил публицист. – Опыт служения всегда полезен. Осталось сделать последний шаг: понять, что служить нужно себе».
«Взрослый империализм начинается там, где преодолено детское имперство», - сформулировал Крылов понимание того, что только после укрепления самого русского народа можно будет думать об установлении контроля над какими-то еще территориями. А пока русские должны отказаться от трех вещей: «понимать чужие проблемы, терпеть чужие выходки и платить по чужим счетам».

Голоса в защиту имперской идеи прозвучали довольно слабо. Так, Дмитрий Володихин высказался в пользу «почвенной империи с православным идеологическим столбом». Но о завоевании мирового господства тут речь, разумеется, не шла.

Своеобразную черту дискуссии подвел Дмитрий Рогозин. «Если у нас много детей у каждой русской бабы, - то нет и проблем с имперской идентичностью, – заявил он. – Но сейчас этап другой. Не до Дарданелл нам сейчас, не до Босфора».

Русским не хватает солидарности

Каким же путем намерены укрепить и объединить русский народ нынешние идеологи национализма? О том, что русские чудовищно разобщены, говорили многие выступавшие, прежде всего президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов и его заместитель Виктор Милитарев.

«Для больного, деградирующего общества, единственной структурой идентичности является этничность», – предположил Ремизов. То есть, только на базе того, что «мы с тобой оба – русские», возможно восстановление «атрофированных элементарных навыков солидарности».

«Наш народ пока еще не стал нацией в плане солидарности», – с горечью отметил Милитарев. Он рассказал, что его знакомые русские предприниматели предпочитают брать на работу азербайджанцев – «с ними работать можно», а русские «кинут, подсидят». Первоочередную задачу политолог видит в том, чтобы в выражении «бедные русские» «паролем служило слово «русские», а пока служит слово «бедные».

В практическом плане Милитарев предложил, чтобы любая русская национальная организация имела общественные приемные, выслушивала голоса простых людей. И чтобы после вопиющих случаев притеснения русских немедленно проводились акции протеста на месте происшествия и у зданий органов власти, отвечающих за ту или иную территорию.

«Как можно больше людей нужно вовлекать в свою орбиту», – предложил в связи с этим лидер Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ) Александр Белов. Правда, после этого призыва дискуссия сразу приняла другой оборот. Как известно, ДПНИ является главным организатором «Русского марша» 4 ноября, запрещенного столичными властями. Напомним также, что борцов с нелегальной иммиграцией часто обвиняют в заигрывании с нацистами и скинхедами.

И когда речь зашла о вовлечении новых людей, в очередной раз всплыло имя руководителя пресловутой организации «Славянский союз» (СС) Демушкина, устроившего 4 ноября прошлого года нацистскую выходку с вскидыванием рук и соответствующими выкриками. Александр Белов в связи с этим заметил: «Мы не имеем права наших соплеменников за другие убеждения лишать права быть русскими. Из-за того, что Демушкин является поклонником Гитлера, я не могу ему сказать: «Демушкин, ты не русский!».

Таким образом, вопрос о том, будут ли восприняты интеллигентные националисты рядовыми сторонниками "национальной идеи", повис в воздухе. И кто конкретно выйдет на улицы 4 ноября, на научно-практической конференции так и не прозвучало...

Леонид Смирнов. Москва