Posted 5 декабря 2006,, 12:00

Published 5 декабря 2006,, 12:00

Modified 2 апреля, 03:07

Updated 2 апреля, 03:07

Санкт-Петербург. Круглый стол «Перспективы развития лесной отрасли после принятия Лесного кодекса»

5 декабря 2006, 12:00

5 декабря 2006 года в15:00 в пресс-центре информационного агентства «Росбалт» (Санкт-Петербург, Конногвардейский бульвар, 7 — дворец Кочубея) состоялся круглый стол «Перспективы развития лесной отрасли после принятия Лесного кодекса», который был посвящен обсуждению ведущими отраслевыми экспертами ситуации в лесном секторе в рамках нового законодательства.

В ходе круглого стола представители власти, эксперты и компании–игроки рынка обсудили перспективы развития лесной отрасли в рамках нового законодательства, выделили положительные стороны новой редакции Лесного кодекса и обозначили наиболее острые проблемы, с которыми придется столкнуться лесопромышленникам.

«Плюсом нового лесного кодекса можно считать передачу полномочий по использованию лесных угодий от федерального центра регионам», — заявила Ирина Биткова.
По ее словам, региональные власти ближе знакомы с реалиями лесной отрасли, лучше знают, как и где использовать государственные лесные угодья. Более того, региональные власти могут более объективно оценить соблюдение участниками лесопромышленного комплекса экологических требований и вклад каждого из них в процесс лесовосстановления.

«С точки зрения главной задачи нового лесного кодекса – привлечения максимально больших инвестиций в лесопромышленный комплекс – весьма благоприятен был бы приход в эту отрасль инвесторов из других сфер бизнеса, ищущих, куда бы вложить заработанные средства. Этого не надо бояться», — заявил Дмитрий Чуйко. Крупным игрокам в лесной отрасли важно лишь вовремя защитить свои позиции на рынке, отреагировав соответствующими изменениями, считает Чуйко.

Кроме того, Чуйко отметил преимущество аукционного метода распределения лесных ресурсов, предусмотренного новым лесным кодексом, перед методом конкурса. По его мнению, конкурс предусматривал бы фиксированную цену аренды леса и дополнительную нагрузку в виде решения какой-либо социальной проблемы в регионе вырубки, например, проведения дороги из одного населенного пункта в другой. Возможность коррупции состоит здесь в том, что конкурсной комиссией рассматриваются наличие у потенциального победителя ресурсов для решения социальной проблемы. «Если «своя» компания, помимо лесозаготовок, имеет конный завод, то дополнительным условием аренды леса может стать «строительство конноспортивной школы в ближайшем поселке. Естественно, у других претендентов на лес конного завода не оказывается», — привел пример Чуйко. Однако при проведении аукциона чиновники повлиять ни на что не могут. Выигрывает та компания, которая сможет заплатить больше денег. Принятие лесного кодекса еще не означает того, что он будет работать», — заявил Чуйко. По его словам, федеральное правительство и регионы должны разработать соответствующие подзаконные акты. «Идеально, когда и кодекс, и закон о его вступлении в силу выходят одновременно, но в России, к сожалению, до этого далеко», — отметил Чуйко.

«Информация о том, что лесной кодекс вступит в свою силу, появилась уже на Лесопромышленном форуме в Петербурге, но к нему практически никто не готовился. На момент лесопромышленного форума к новым правилам кодекса было готово лишь 10% российских регионов», — согласился Денис Соколов. По его словам, новый лесной кодекс не имеет прямого действия и требует напряженной законодательной работы в регионах.

«Новый лесной кодекс не учитывает интересы малых и средних лесоперерабатывающих предприятий, рентабельность которых составляет порядка 3-5%», — высказал свое мнение Михаил Шалаев. По его словам, вопрос заключается в том, смогут ли такие предприятия взять на себя все обязанности по лесовосстановлению и продолжать получать хоть какую то прибыль.

При этом Чуйко отметил, что минус нового лесного кодекса состоит в том, что лесные аукционы не выявят самого добросовестного лесопользователя, они просто отдадут лес в аренду той компании, у которой окажется больше денег. «Это недостаток кодекса, но изменить здесь что-либо вряд ли возможно. Сделать кодекс, учитывающий все позиции и интересы, невозможно», — признался Чуйко.

Ирина Биткова напомнила собравшимся о том, что лесной кодекс вводит норму, направленную на привлечение крупных инвестиций в лесной комплекс страны путем безаукционного предоставления лесных участков для реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. «Нужно прописать четкие критерии, по которым будут определяться приоритетные инвестиционные проекты. При этом нельзя допустить, чтобы только один человек решал, какой проект приоритетный, а какой — нет», — предложила Биткова. Еще одним необходимым звеном в системе надзора за лесными ресурсами Биткова считает мониторинг арендованного участка со стороны органов власти.

В ходе круглого стола были также обсуждены проблемы экспорта круглого леса. По мнению одного из участников круглого стола, работа по уменьшению экспорта «кругляка» имеет отрицательный результат. А с точки зрения Чуйко, уменьшить экспорт «кругляка» и увеличить объемы вторичной переработки можно тремя способами. Во-первых, нужно оптимизировать лесные поставки и продавать невостребованные отечественной промышленностью сорта древесины. Во-вторых, нужно бороться с незаконными рубками и запретить экспорт несертифицированной древесины. И, в третьих, необходимо резкое повышение инвестиционной привлекательности лесопромышленного комплекса, основанное на развитии внутреннего потребительского рынка.