Posted 29 декабря 2006,, 21:01

Published 29 декабря 2006,, 21:01

Modified 2 апреля, 02:57

Updated 2 апреля, 02:57

Белоруссия надеется на чудо

29 декабря 2006, 21:01
Минск из последних сил пытается отстоять перед «Газпромом» право на дешевый газ - именно на нем базируется белорусская экономическая система. Но Россия не выступит в качестве Деда Мороза - она просто не может себе этого позволить.

Минск пытается отстоять свои позиции перед «Газпромом». Оно и понятно: выстроенная за долгие годы белорусская экономическая система базируется на дешевом российском газе. Поэтому Лукашенко тянет до последнего – видимо, в надежде на, новогоднее чудо.

Отступать некуда, позади «Белтрансгаз»

«Газпром» пошел на максимальные уступки. Вместо предлагавшихся ранее $230 за тысячу кубов, белорусской стороне предложено покупать газ по $75. Плюс «Газпром» просит передать ему акции «Белтрансгаза». В ответ Минск напоминает про союзное государство и договоренности продавать газ Белоруссии по ценам, сопоставимым с стоимостью газа для Смоленской области. Однако кто больше нарушает эту договоренность - еще вопрос.

«В 2002 году было подписано соглашение о поставках в Белоруссию газа по цене для Смоленской области в обмен на создание совместного предприятия с «Газпромом» на базе «Белтрансгаза», - сообщила «Росбалту» руководитель Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Татьяна Митрова. – СП планировалось создать до 2003 года, но в 2003, так же, как и в 2006 году, цена на газ для Белоруссии оставалась «смоленской», а СП создано так и не было – налицо невыполнение соглашения белорусской стороной».

Впрочем, справедливость - достаточно сложная категория. «Я считаю, что справедливость предложения следует рассчитывать, учитывая весь комплекс отношений России и Белоруссии, - заявил «Росбалту» генеральный директор информационного агентства RusEnergy Юрий Когтев. – Белоруссия шла на определенные уступки, в том числе и в военном плане. Но скалькулировать все это невозможно».

Сейчас стороны выжидают, у кого нервы крепче. Эксперты считают, что конфликт разрешится мирным путем. Так, заместитель генерального директора Института стратегических оценок и анализа Алексей Денисов убежден, контракт будет заключен, конфликт никому не нужен, поскольку он влечет за собой имиджевые потери. С ним согласен президент Центра энергетической дипломатии и геополитики Станислав Жизнин. «Стороны сформулировали свои интересы, сейчас идут переговоры о нахождении баланса. Скорее всего, будет найден компромисс», - считает эксперт.

Жизнь после газа

Если же отключения избежать не удастся, сценарий дальнейшего развития событий будет предельно прост. «Газпром» прекращает поставлять газ для Белоруссии, но продолжает поставки в Европу. Минск начинает несанкционированный отбор. Тогда «Газпром», в качестве крайней меры, закрывает вентиль полностью. «В 2004 году, когда в феврале «Газпром» прекратил поставки в Белоруссию, несанкционированный отбор газа из транзитной трубы уже был, - рассказывает Юрий Когтев. – Тогда Польша поставила под сомнение надежность «Газпрома» как поставщика».

Однако нынешняя ситуация не совсем похожа на события трехлетней давности. «Сейчас у Белоруссии нет альтернативных поставщиков газа, - говорит Татьяна Митрова. – В 2004-ом белорусы перебивались за счет поставок независимых российских производителей газа. Но потом был принят закон об экспортной монополии «Газпрома». Поэтому теперь независимые производители газа Белоруссии не помогут».

«Газпром» заявляет, что потребители в Европе не почувствуют нехватку газа даже в случае прекращения его экспорта через территорию Белоруссии. Мотивируя это тем, что газохранилища на европейской территории до верху заполнены, и этих запасов будет достаточно, чтобы продержаться значительное время. «Обычно резерв закладывается в размере 10-15% от годового потребления, - рассказывает Алексей Денисов. – Но все зависит от погоды, чем теплее она будет, тем на более долгий срок хватит газа в газохранилищах. На месяц должно хватить». В то же время, отмечает генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов, «у «Газпрома» своих газохранилищ мало, он их арендует, и не совсем понятно, сколько он сможет арендовать».

Как бы то ни было, Европа точно не замерзнет. «Без газа Европа и Калининградская область не останутся», - считает Станислав Жизнин. Гораздо более серьезными для «Газпрома» могут стать имиджевые потери. «У Лукашенко сильная позиция, он понимает, что конфликт с Украиной сильно повредил имиджу «Газпрома», - говорит Юрий Когтев. – Он рассчитывает, что Кремль дрогнет».

Впрочем, сравнивать ситуацию с прошлогодней-украинской не совсем корректно. Дело в том, что отношение Запада к Лукашенко совсем иное, чем к Ющенко. «Европа долго ругала Россию за то, что мы поддерживаем режим Лукашенко льготными ценами на газ, - рассказывает Юрий Когтев. – Будет странно, если теперь они за него заступятся».

С позицией «Газпрома» все понятно, он может просто закрыть вентиль. А что Белоруссия?

Буфер вместо моста

Белоруссия грозит поднять тарифы за транзит грузов через ее территорию, хотя уже сейчас транспортные компании предпочитают везти грузы через Прибалтику. «Беларусь имеет подготовленные основания для создания альянса с Украиной, - заявил «Росбалту» директор белорусского Центра по проблемам европейской интеграции Юрий Шевцов. – В перспективе может возникнуть транзитный союз Украины, Белоруссии и стран Балтии».

Получается, что цены на газ еще не успели поднять, а перед Россией уже замаячили перспективы возникновения нового санитарного кордона. И если такие перспективы не шутка, дело действительно плохо. Причем плохо не только для России, но и для Белоруссии. Достаточно вспомнить Прибалтику, которая своей антирусской политикой добилась потери всего нефтяного транзита через свою территорию.

А ведь Белоруссия, особенно ее промышленность, полностью завязана на российский рынок. 33% белорусского экспорта – это Россия, причем, если на Запад продают нефтепродукты, то в Россию – продукцию машиностроения. Та же Прибалтика в результате своей ориентации на Запад потеряла всю свою крупную советскую промышленность. Такую деиндустриализацию Белоруссия не выдержит.

Проблемы с промышленностью ждут Белоруссию в любом случае. «Общий размер дотаций по газу и нефти, которые предоставляет Россия Белоруссии, составляет $10 млрд в год, это сопоставимо со всем белорусским бюджетом», - сообщил «Росбалту» руководитель отдела Белоруссии Института стран СНГ Александр Фадеев. Сможет ли существовать белорусский социализм в условиях подорожавших энергоносителей – вопрос.

Впрочем, эксперты сходятся во мнении, что предложенная цена не смертельна для белорусской экономики. «Газпром» предложил компромиссную цену, и эта цена приемлема для белорусской промышленности», - считает Юрий Когтев.

Повышение цен на энергоносители всегда вызывает опасения, но пример той же Украины показывает, что никаких особых проблем подорожание газа не несет. Эпоха дешевого газа уходит в прошлое. «Газпрому» нужны деньги для разработки новых месторождений. Поэтому цены будут подниматься не только для наших соседей, но и для российских потребителей. «Даже Смоленская область, на которую ссылаются белорусские власти, в следующем году будет платить больше, чем $49 за тысячу кубов газа, цену, которую хочет для себя Белоруссия», - отмечает Сергей Правосудов.

Александр Якуба