Posted 15 января 2007,, 10:11

Published 15 января 2007,, 10:11

Modified 2 апреля, 02:53

Updated 2 апреля, 02:53

России и Белоруссии не стоит «разводиться»

15 января 2007, 10:11
О том, как в дальнейшем могут развиваться отношения России и Белоруссии, «Росбалту» рассказал заведующий отделом Европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов.

Российско-белорусский нефтегазовый кризис испортил новогодние праздники чиновникам «заинтересованных министерств и ведомств» не только двух соседних стран, но и ряда европейских государств. В то же время, подобного рода «инциденты» между странами, декларирующими прочные дружественные отношения, оставляют много вопросов. О том, как в дальнейшем могут развиваться отношения России и Белоруссии, «Росбалту» рассказал заведующий отделом Европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов.


- Как вы считаете, конфликт между Россией и Белоруссией случаен, или закономерен?

- Этот конфликт рано или поздно должен был бы случиться. Проблемы заключаются не только в ценах на энергоносители. Между странами существуют серьезные проблемы стратегического характера, связанные как с двусторонними отношениями, так и с определением Россией и Белоруссией своего места на мировой арене.

Если говорить о Союзном государстве, то не сегодня родились сомнения в возможности такого альянса. С одной стороны, трудно отказаться от идеи единого государства по политическим мотивам - в данном случае единое государство (как цель), является очень серьезным фактором формирования внешней и внутренней политики двух стран. С другой стороны, давно назрела необходимость более четко определения параметров этого единого государства. В случае объединения без предварительного четкого определения параметров проиграет либо Россия, которая не получит равенства, соответствующего ее потенциалу, либо Белоруссия, которая практически не будет равным правообразующим элементом в рамках Союзного государства.

Считаю, что произошедший кризис имел положительную сторону: он позволил правильно взглянуть на существующую проблему и четко расставить акценты в возможной работе по объединению.

- Вы полагаете, что такая работе еще возможна?

- На мой взгляд, необходимо еще раз вернуться к рассмотрению идеи создания Союзного государства и четко определиться с желательными параметрами, долгосрочными возможностями.

В последнее время сама идея создания союза работала в иных плоскостях на практическом уровне. Речь шла о создании единого экономического пространства, прежде всего основанного на единой таможенной зоне и едином видении продвижения товаров и капиталов. Этот практический срез хотя и укладывается в русло союза России и Белоруссии, но, как мне кажется, внимание нужно сосредоточить на иных аспектах.

- Можно ли ожидать повторения кризиса?

- Кризисные явления, может быть не в столь острой форме, будут повторяться, поскольку не решены стратегические вопросы взаимоотношений России и Белоруссии - в частности, вопросы совместимости разных экономических систем двух государств. Нивелировать эти явления можно только путем четкого определения общей стратегии развития двусторонних отношений.

Кроме того, не снят с повестки дня и энергетический вопрос, а это также указывает на то, что проблема не решена. У России есть два варианта - либо сохранять относительно низкие цены на энергоносители для Белоруссии, либо поэтапно повышать цены до общего уровня. Оба варианта для Белоруссии проигрышные. Если Россия получит доступ к белорусским энергопроводным системам, то крупный российский бизнес фактически «съест» белорусскую экономику. Если Россия поднимет цены до общего уровня, то белорусская экономика вряд ли будет способна их «переварить». Пользуясь шахматным термином, Россия «играет белыми», играет в нападении, и Беларусь должна решить, каким образом реагировать на создавшуюся ситуацию.

- Может ли официальный Минск это сделать?

Нынешний белорусский режим ограничен в возможности диверсификации своей экономической политики, а заявления о возможной политической переориентации Белоруссии – ни что иное, как политический блеф. Президент Лукашенко должен решить непростую задачу: либо интегрировать экономику, либо ограничивать этот процесс, подрывая собственную социально-экономическую систему.

- Каковы будут последствия, если задача не будет решена?

- В плане геополитики последствия будут очень значительны. Совершенно очевидно, что Европейский Союз подтвердил правоту своих установок в отношении своей энергетической безопасности и желания диверсифицировать топливные потоки. В ЕС четко понимают, что между Белоруссией и Украиной, как транзитными государствами, разница небольшая.

Еще одним серьезным последствием станет очередное переосмысление перспектив режима Лукашенко. И такое переосмысление произойдет не только на Западе или в России, но и в Белоруссии. Европа по-прежнему будет заинтересована в том, чтобы добиться демократизации Белоруссии, но надежды на цветную революцию в этой стране практически нет. Россия же заинтересована в постепенной демократизации Белоруссии, но с учетом существующего режима такие возможности достаточно ограничены.

Официальный Минск, с одной стороны, не заинтересован в серьезном противостоянии с Россией, но с другой стороны он сделает все, чтобы показать, насколько твердой и правильной является его позиция в этом конфликте. Белорусским гражданам будет продемонстрирована твердая позиция власти, и это может привести к возникновению серьезных антироссийских настроений в обществе. Причем не только в социальных группах, поддерживающих нынешний режим, но и в группах либерально-демократической ориентации, а это очень серьезный фактор, и с этим нельзя не считаться. Если говорить об экономике, то потери России будут неизмеримо меньшими по сравнению с потерями Белоруссии.

В более широком плане Россия может потерять одну из серьезных опор своей политики. Я имею в виду идею создания общеэкономического пространства в рамках СНГ. Если Беларусь выпадет из этого процесса, если будут продолжаться какие-то торговые войны, у России не останется никаких серьезных «козырей», например, для переговоров с Украиной и Казахстаном.

Хотя может быть и так, что Россия, напротив, получит дополнительные возможности выстраивать свою внешнеэкономическую стратегию, учитывая ее членство в ВТО, будущее соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом и возможности развития двусторонних отношений с государствами-членами СНГ. Здесь пока ситуация неясна, и в России сценарии развития геополитической ситуации еще не просчитаны.

- Какие шаги в этом случае должна сделать Россия?

- Сейчас России, при всей четкости и правильности занятой позиции, необходимо подавать сигналы о том, что она поддерживает идею воссоединения двух братских народов, и готова к взаимодействию на политическом поле и осуществлению своей политики с учетом белорусского фактора.

Еще раз повторю, что геополитические последствия «развода» России и Белоруссии будут весьма значительны. К сожалению, сейчас вся энергия ушла в переговорный процесс, в урегулирование ситуации. Но экономико-политические проблемы не могут решаться за счет политической конъюнктуры, на уровне политической тактики или взаимоотношений между политическими элитами.

Беседовал Дмитрий Пановкин