Posted 28 марта 2007,, 11:07

Published 28 марта 2007,, 11:07

Modified 2 апреля, 02:18

Updated 2 апреля, 02:18

Непростое родство

28 марта 2007, 11:07
Россия всячески стремится к выстраиванию тесных отношений с Китаем. Это очень важно . ведь растущий юго-восточный сосед представляет собой один из центров силы в XXI веке. Но политические интересы наталкиваются на экономические реалии, а с ними не все так просто.

Россия всячески стремится к выстраиванию тесных отношений с Китаем. Это очень важно — ведь растущий юго-восточный сосед представляет собой один из центров силы в XXI веке. Но политические интересы наталкиваются на экономические реалии, а с ними не все так просто.

В ходе визита председателя КНР Ху Цзиньтао в Москву было подписано 20 контрактов на общую сумму $4,3 млрд. Два лидера всячески поддерживали благостное впечатление о российско-китайских отношениях. «За последние 6 лет товарооборот России и Китая вырос в 5 раз», — сообщил президент РФ Владимир Путин. А Ху Цзиньтао перед поездкой в Россию сообщил в интервью журналистам, что товарооборот между двумя странами достиг $33 млрд, и в перспективе должен вырасти до $60-80 млрд. Хотя, если учесть объем «серого импорта» и «серого экспорта», заветные цифры вполне могут уже стать реальностью.

Но это все количественные показатели. В качественном плане ситуация для России ухудшается. Экспорт в Китай становится все более сырьевым, а китайский импорт все более негативно влияет на российскую промышленность. Так, в опубликованном отчете Федеральной таможенной службы говорится, что в январе товарооборот между двумя странами вырос на 13,6% по сравнению с январем прошлого года – до $2,086 млрд. При этом российский экспорт в Китай сократился на 10,5% – до $1,072 млрд, а импорт вырос более чем в полтора раза (на 58,4%) – до $1,014 млрд.

Чем будем поднимать экспорт? Лесом, нефтью и газом. Ну, еще сталью – Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) подписал с шэньянской компанией TBEL контракт на поставку своей продукции на сумму почти $500 млн. «Северсталь» подписала соглашение по импорту сталелитейной продукции и экспорту огнестойких материалов с Китайской компанией по импорту и экспорту металлов и минералов.

Но проблема в том, что раньше отечественным металлургам не нужны были визиты первого лица китайского государства для наращивания поставок продукции в Китай, теперь же нужны. Китай в последние годы из неттоимпортера стали превратился в неттоэкспортера, то есть продает больше, чем покупает. Пока российские металлурги не ощутили падения спроса на китайском рынке – в КНР строительный бум. Однако понятно, что не за горами то время, когда китайцы перестанут покупать российскую сталь.

Компания «Роснефть» подписала с китайской компанией «Авиаэнергия» протокол по сотрудничеству и поставке авиакеросина. Хотели еще и договор о поставках нефти с китайцами заключить – не получилось, не смогли договориться с РЖД о льготных тарифах. То есть Российские железные дороги должны дотировать поставки нефти в Китай, иначе никак. Зачем? И это при том, что китайцы всегда покупают нефть дешевле, чем она стоит на мировом рынке.

«Казахстан продает нефть в Китай с дисконтом 10-12%, китайцы объясняют это тем, что у них большой рынок и за доступ к нему надо платить», — сообщила «Росбалту» старший эксперт Института энергетики и финансов Мария Белова. Но Казахстан зажат в центре Евразии и не имеет выхода к мировому океану, ему так и так продавать нефть с дисконтом. При этом, рынок Юго-Восточной Азии уже обеспечен достаточным количеством мощностей по нефтепереработке, многие страны региона сами стали экспортерами нефтепродуктов. Поэтому выход на китайский рынок со своим дизелем и бензином будет очень сложен.

«Китаю наша нефть не нужна, Китаю нужен наш газ», — заявил «Росбалту» начальник аналитического отдела ИК «Брокер Кредит Сервис» Максим Шеин. Но и с газом не все так просто. Китайцы хотят покупать его по $90 за тысячу кубов – для «Газпрома», учитывая необходимость разработки новых сложных месторождений в Восточной Сибири, цена неприемлемая. Когда-то Россия и Китай подписали протокол о намерениях по поставкам газа в объеме 90 млрд кубометров. Согласно ему, уже в 2011 году Россия должна была выйти на уровень 30 млрд кубометров, однако понятно, что этого не произойдет. До сих пор никаких контрактов не подписано.

Примечательно, что в ходе визита не было подписано ни одного соглашения по поставкам вооружений. Китай – главный покупатель российского оружия в последние десятилетия – пресытился и уже не хочет брать «железо», он хочет технологии, лицензии. Мы же, что бы там ни говорилось, не можем передавать своему потенциальному противнику критические военные технологии. Все-таки Китай — не Индия.

Китайские инвестиции в Россию составляют $3,3 млрд, а к 2020 году они должны вырасти до $12 млрд. – смешные цифры. Да и зачем России китайские инвестиции? Сегодня можно получить любое количество капитала на мировом рынке. Безликого капитала, без политических обременений и рисков и под приемлемый процент. Если западные инвестиции иногда несут с собой еще и технологии, то какие технологии можно получить от Китая?

От Китая можно получить дешевый ширпотреб, который окончательно задушит отечественную перерабатывающую промышленность, ориентированную на население. Дешевизна китайской продукции заключается не столько в дешевой рабочей силе, сколько в искусственно заниженном курсе юаня. Причем «заниженность» измеряется кратно – 3-4 раза. То есть для того, чтобы уравнять условия для российских и китайских товаров, необходимо ввести таможенные пошлины на китайский импорт в размере 300-400%.

Вот и получается, что вроде русский с китайцем и братья навек, но родство это для России получается несколько накладным. Необходимо ставить китайским партнерам конкретные условия. Например, вы покупаете у нас оборудование и технику, перевозите грузы по Транссибу, нанимаете нас строить электростанции, а мы покупаем ваш ширпотреб. Иначе Россия превратится в сырьевой придаток даже не Запада, а Китая.

Александр Якуба