Posted 23 апреля 2007,, 09:39

Published 23 апреля 2007,, 09:39

Modified 2 апреля, 02:06

Updated 2 апреля, 02:06

НОУ предлагают свой опыт ГОУ

23 апреля 2007, 09:39
«При изучении наук примеры полезнее правил». Эти слова Ньютона могут стать эпиграфом к недавнему событию в школьной жизни Петербурга. Научно-практическая конференция «Роль негосударственных образовательных учреждений в развитии петербургской школы: возможности и действительность» показала, что наступило время, когда частные школы могут стать примером и экспериментальной площадкой для разработки образовательных стандартов для школ государственных.

«При изучении наук примеры полезнее правил». Эти слова Ньютона могут стать эпиграфом к недавнему событию в школьной жизни Петербурга. В частной гимназии «Альма Матер» прошла научно-практическая конференция «Роль негосударственных образовательных учреждений в развитии петербургской школы: возможности и действительность». Действительность оказалась такой: наступило время, когда частные школы могут стать примером и экспериментальной площадкой для разработки образовательных стандартов для школ государственных.

И это при том, что еще не забылись недавние скептицизм и недоверие к частным школам: «там учат только богатых», «там не научат нормальной жизни», «там не те программы» и так далее, и так далее. А частные школы, возникшие в начале 90-х годов, развивали свои высокие стандарты. Та же гимназия «Альма Матер» - негосударственное образовательное учреждение (НОУ) - основана в 1991 году, получила лицензию в 1993 году. С этого же времени - Ассоциированный член Еврошкол ЕС.

Гимназия обеспечивает учебной литературой. Здесь организовано психологическое и медицинское сопровождение учеников. Есть собственный центр тестирования. Здесь разрешено пользоваться альтернативной учебной литературой. Здесь есть кружки и студии по интересам (дополнительное образование). Здесь есть видео-зал, компьютерный класс, фото- и видеоархив. Да и много еще чего, включая охраняемую парковку и благоустроенный двор.

Вы хотите, чтобы ваш ребенок учился в такой гимназии? Редко кто ответит «нет». Но все спросят, «Сколько платить?». Ответ очевиден: «Много».

В Санкт-Петербурге всего 9 тыс. счастливых детей, которых родители отдали в подобные школы. А школ и гимназий, более 70-ти. На конференцию пришли педагоги и директора таких петербургских НОУ, как «Мирт», «Ювента», «Школа разговорных языков», «Гимназия института экономики и права», Школа «Театра, телевидения и шоу-бизнеса», «Лидер», «Праздник +», «Студиум», «Немецкая гимназия «Петершуле», «Европейская гимназия», «Международная школа завтрашнего дня», «Интеллект-сервис», «ЛИК», «Знание», «Развитие», «Олимп», «Открытый мир» и других.

В России число подобных учреждений составляет всего 1,3% от их общего числа. 70% детей, которые в них учатся, имели проблемы в массовой школе. Об этом говорили на конференции педагоги, директора частных школ, ученые из Москвы, Ставрополя, Мурманска, Томска, Волгограда, Оренбурга, Владивостока и других городов страны.

Сумма денег, которые несут в НОУ родители, может быть меньше или больше (например, в случае, если в классе всего 5 человек). Но всюду есть «смягчающие обстоятельства». Например, в той же «Альма Матер» родители успевающих учеников платят в половину меньше. Если случается, что по серьезным причинам родители не могут оплачивать учебу ребенка, то деньги добывает Попечительский совет гимназии. И ребенок продолжает учебу. «Исключить из гимназии могут только за неуспеваемость, нежелание учиться и несовместимое с нашими правилами поведение», - говорит директор гимназии Татьяна Щур.

Но, так или иначе, перенести наработанные стандарты качества и возможностей учебы в НОУ в массовые государственные школы, гимназии и лицеи (ГОУ) невозможно без поддержки государства. Быть может, реализовать эти идеи поможет национальный проект «Образование»?

Участники конференции ответа на этот вопрос не искали. Но они давали обоснование затратам, утверждая, что НОУ дают мобильное образование и создают комфортные условия для учебы. «Отдавая любимее чадо в частную школу, родители в первую очередь рассчитывают не на то, что здесь как-то по-особенному будет преподаваться математика или английский. Они рассчитывают на то, что здесь царит особая атмосфера, благодаря которой у ребенка складывается адекватное отношение к жизни, к самому себе, к окружающим людям, а также умение понимать свои интересы, получать не только знания, но и навыки самостоятельно их добывать» - говорила Татьяна Щур.

Нина Бордовская, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, председатель диссертационного совета СПбГУ отметила: «Основное отличие НОУ – инновации, соответствие лучшим отечественным и зарубежным образцам, добротная учебно-материальная база. Педагогам здесь можно учиться оценке, управлению и контролю за качеством образования. Здесь можно быстро реагировать на любые социальные перемены.

У качества образования в частных учебных заведениях есть формальные и неформальные показатели. Накопленный в НОУ опыт мог бы быть успешно использован государственной образовательной системой. Но сегодня он востребован далеко не в полной мере».

Олег Лебедев, член-корреспондент РАО, профессор, президент Общественного совета развития школы поддержал точку зрения коллеги. По его мнению, инновации НОУ могут быть полезны и для бюджетных образовательных учреждений, поскольку НОУ в условиях конкуренции быстро реагируют на требования родителей, стремятся к повышению качества образования. Потому создают новые стандарты, новые программы.

«Впрочем, стандарты были всегда, - сказал Лебедев, - Но сегодня изменилась точка зрения на них. Сегодня дело не в объеме знаний, а в том, что сможет ученик после школы. Но высокие требования могут быть реализованы только при высоких возможностях школы. Потому в новых стандартах должны закладываться стандарты возможностей школы».

«Слова «стандарты возможностей», согласитесь, таят в себе стандарты нового государственного (а не родительского) финансирования массовых государственных гимназий, лицеев, школ, которых тысячи и тысяч. Эти ГОУ живут и работают сейчас по стандартам 1998-2004 годов. К 2010 году их переведут на новые образовательные стандарты, которые сейчас разрабатываются. И НОУ хотели бы, чтобы в новых стандартах учитывался и накопленный ими полезный опыт.

Но никуда не исчезает вопрос: «Кто заплатит за возможности, подобные «Альма Матер»? На него на конференции дипломатично ответила заместитель председателя Комитета по образованию администрации Санкт-Петербурга Елена Казакова: «Если национальный проект «Образование» стремится выделить сильные образовательные учреждения и дать им развиваться самим и двигать других, нужно не забывать о НОУ».

Конференция была организована Постоянной комиссией по образованию, культуре и науке Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, Комитетом по образованию администрации Санкт-Петербурга, РГПУ им. А.И. Герцена, Северо-Западным отделением РАО Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, НОУ «Санкт-Петербургская гимназия «Альма Матер».

Нина Томашева