Posted 26 апреля 2007,, 06:43

Published 26 апреля 2007,, 06:43

Modified 2 апреля, 02:04

Updated 2 апреля, 02:04

Час "Ч" автомобильного Петербурга

26 апреля 2007, 06:43
Как не допустить транспортного коллапса в Петербурге. Этим вопросом не первый год задаются городские чиновники. Выводы неутешительны: панацеи от этой беды нет, и гражданам, имеющим "саночки", придется все-таки отправляться с ними в гору. Во всяком случае, участники круглого стола "Вопрос выживания российских мегаполисов: как не допустить транспортного коллапса" дали понять, что до принятия непопулярных мер осталось совсем недолго.

Петербург постепенно догоняет Москву, становясь городом "одной справки". Именно так охарактеризовал Михаил Жванецкий столицу нашей родины, имея в виду, что на поездку за какой-нибудь нужной бумагой в другой конец города у автомобилиста уйдет весь день. Сейчас в Северной столице насчитывается около 1,5 млн. машин, и с каждым годом это число увеличивается на 100-120 тыс. штук. Учитывая то, что никаких динамичных и революционных прорывов в области дорожного строительства пока не замечено, можно предположить, что в скором будущем весь город превратится в одну стоящую пробку. И дело здесь идет даже не о десятке лет.

Этот предсказуемый сценарий, видимо, явственно предстал перед городскими властями только на этой неделе. Иначе не объяснишь ту активность, с которой обсуждалась дорожная ситуация на минувшем заседании городского правительства. Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко озаботилась проблемой не на шутку. Градоначальнице не понравилось, что о ней говорят водители, стоя в пробках, и она предпочла не откладывать решение наболевшего вопроса. «Ситуация с транспортом в городе с каждым днем ухудшается. Я знаю, что говорят водители о власти, стоя в пробках. И они не далеки от истины», — заявила губернатор. В планах Смольного начать масштабное дорожное строительство, а также замену городских коммуникаций и тогда, по словам Матвиенко, город встанет.

В свою очередь, участники вчерашнего круглого стола сделали все возможное, чтобы развеять стереотипы петербургских водителей относительно ответственности одной Валентины Матвиенко. Заместитель начальника ГИБДД по Петербургу и Ленинградской области Виктор Нилов заявил, что проблема пробок является сложнейшей, и ее нужно решать комплексно. Также, по его мнению, нужно чтобы все участники дорожного движения были готовы к тому, чтобы в будущем поступиться своими правами ради всеобщего блага в виде отсутствия пробок. После этого Нилов отметил, что множество проблем на дороге создают себе сами водители. Они создают заторы на перекрестках, паркуются в неположенных местах и разговаривают по телефону во время движения.

В то же время, Нилов признал, что такие способы борьбы, как эвакуация транспорта, нарушающего правила парковки, не действует. Те более, кардинально решить проблему пробок в городе, эвакуатор не способен. В день с улиц города убирается около 200 машин, но все, чего достигли эвакуаторы — улучшение дорожной ситуации на Невском проспекте и площади Восстания. Еще одной причиной большого количества пробок, по словам Нилова, является несовершенство нормативно-законодательной базы. За нарушение установленных знаков законодательство предусматривает штраф в размере 50 рублей, который не может никого напугать.

Не способствует облегчению транспортной ситуации и строительство новых торговых и офисных центров — точек притяжения населения — в центре города. «Надо признать, что всем желающим парковочные места в центре мы обеспечить не сможем, поэтому нам всем надо готовиться к принятию непопулярных мер, ограничивающих движение или парковку», — подытожил Нилов.

Директор ассоциации "Дормост" Кирилл Иванов отметил, что дело не только в водителях, нарушающих правила, но и в общем количестве машин, стоящих на обочинах дорогах и занимающих драгоценные места. По мнению Иванова, сейчас в городе активно ведется новое строительство, в том числе и автодорог, в связи с чем сносятся гаражи граждан. Машины, выехавшие из этих гаражей, оказываются во дворах и на улицах, что еще более усугубляет проблему. Что касается новых офисных зданий и торговых центров, то их владельцы должны нести социальную ответственность за то, где будут парковаться их клиенты. "В законодательстве должны быть прописаны нормы, стимулирующие строительство паркингов", - сказал Иванов.

"Я согласна, что проблему пробок можно решить только в комплексе. В этой области одна задача цепляется за другую. Например, если мы решим строить перехватывающие парковки, то появляются следующие вопросы. Во-первых, не у каждого метро есть места для строительства таких парковок. Во-вторых, не всем нужно ехать на метро, а, значит, для начала нужно наладить систему удобного общественного транспорта, который не стоит в пробках", - комментирует ситуацию начальник отдела организации дорожного движения и моделирования потоков НИПИ транспортной инфраструктуры Елена Ногова.

Неудивительно, что научное мнение подкрепляется и общественным. Оказалось, что директор «Автоклуба-24» Денис Шубин провел своеобразный соцопрос 2 500 автовладельцев и собрал их мнения по поводу того, как можно улучшить ситуацию с пробками. Он уверен, что мнение водителей может обнадежить сторонников смелых шагов в области коммерциализации городского хозяйства. На первое место в списке необходимых мероприятий водители ставят создание парковок у офисных и торговых центров, причем многие готовы за такие парковки платить. Второе место заняли "ненавистные" всеми водители грузовиков и "Газелей", перекрывающие проезжую часть при разгрузке товара. Доставка товаров в центр должна происходить исключительно ночью, считают автовладельцы. Кроме того, автовладельцы предлагают создать ведомство, которое бы занималось исключительно пробками, сформировать "летучий отряд" ГИБДД по оперативному реагированию на возникшие заторы, ввести реверсивное движение. Последний способ, кстати, уже зарекомендовал себя с положительной стороны. С введением одностороннего движения на Приморском проспекте в утренние часы, пробки на въезде в город со стороны Лахты исчезли.

Господин Шубин с удовлетворением заметил, что одно из предложений автомобилистов, касающееся "пробочного" ведомства, кажется, услышано чиновниками. В Петербурге в скором времени может появиться комитет, который будет отвечать за пробки на дорогах города. По словам Шубина, сейчас этим вопросом занимается вице-губернатор Петербурга Александр Полукеев. «К чему придут власти, и когда возникнет новый комитет, пока неизвестно, однако, мягко скажем, это должность — расстрельная», — заявил Шубин. При этом заместитель начальника ГИБДД по Петербургу и Ленобласти отметил, что, возможно, должность главы подобного ведомства захочет взять на себя лично губернатор Петербурга Валентина Матвиенко.

Захочет ли Валентина Ивановна занять "расстрельную" должность, еще неизвестно, но, похоже, вскоре автомобильная общественность Петербурга увидит, на чью сторону встанет власть. До декабря текущего года правительство Петербурга должно собрать все предложения по решению транспортной проблемы и представить их на суд губернатора. Пока что в борьбе с пробками существует два лагеря. Одни ратуют за то, чтобы ограничить или перекрыть доступ автомобилей в центр, другие - за то, чтобы, используя "принцип равных жертв", постепенно приучать водителей к мысли о том, что по центру удобнее ездить на общественном транспорте или ходить пешком. Кроме того, в "либеральном" лагере склонны сделать доступ в центр платным.

"Не нужно бояться платного въезда в центр. Западный опыт показывает, что такая мера непопулярна лишь в самом начале. В Стокгольме, например, вообще запретили въезд в центр города, и на момент принятия решения 80% жителей было против такой меры. Зато через год, когда все увидели явные преимущества свободного от машин центра, число несогласных уменьшилось в 2 раза", - привела пример Елена Ногова. Однако она согласилась с тем, что исторический центр Петербурга по своим размерам превосходит исторический центр любого другого европейского города, поэтому шведский опыт в родных пенатах вряд ли применим.

Между тем, время идет, а принимать решения надо. Пока Смольный будет собирать предложения, и продумывать концепцию, в городе появится еще пару сотен тысяч автомобилей, которые пополнят стройные недвижимые ряды городских пробок. До сих пор, каких-либо внятных и оперативных действий по решению проблемы со стороны властей видно не было. Можно упомянуть строительство кольцевой дороги, но идея ее создания появилась еще 30 лет назад, и, пока не построен Западный скоростной диаметр, называться она может лишь полукольцевой. Тем более что на тех ее участках, где строители сэкономили и построили четыре полосы вместо восьми положенных, каждый день скапливаются пробки.

Транспортная реформа, проведенная чиновниками в прошлом году, не дала пассажирам долгожданного облегчения, породив череду скандалов и разборок между автоперевозчиками. Если раньше люди относительно спокойно поймать маршрутку, то теперь они с трудом влезают в набитый автобус и так же терпеливо стоят в пробке.

На ГИБДД, со своей стороны, также надежды немного. Ее сотрудники, даже если и стоят на перекрестке с "палочкой", то, по словам самого Виктора Нилова, подчас только мешают нормальному движению транспорта. Недавняя проверка ведомства, проведенная петербургской прокуратурой, и вовсе показала, что УГИБДД на платной основе осуществлялось незаконное сопровождение автотранспортных средств по заявкам различных коммерческих и некоммерческих организаций, органов государственной власти. Это означает, что, когда водители простых машин скрежещут зубами в пробках, ругая последними словами губернатора города, в кортеже, ради которого и перекрыли движение, может сидеть ничем не примечательный гражданин, оплативший свое быстрое перемещение.

В этих условиях час "Ч" автомобильного Петербурга приближается с неотвратимой быстротой. Возможно, он уже застанет за работой прокладчиков Орловского тоннеля и строителей нового моста на Васильевском острове, но будет уже поздно. И тогда в арсенале у петербургской власти останется единственное решение - закрыть центр города для всех... кроме самих себя.

Филипп Мостоцкий, ИА "Росбалт-Петербург"