Posted 8 мая 2007,, 15:12

Published 8 мая 2007,, 15:12

Modified 2 апреля, 01:59

Updated 2 апреля, 01:59

Транзит газа через Украину медленно умирает

8 мая 2007, 15:12
Взрыв на участке газопровода Уренгой-Помары-Ужгород обнажил проблему недофинансирования украинских газотранспортных сетей. Они держатся на ресурсе еще советского периода, и если их не обновить, транзит газа сократится. Но Украине самостоятельно этот проект не потянуть, а создание консорциума с Россией похоронено "оранжевыми".

Взрыв на участке газопровода Уренгой-Помары-Ужгород в Киевской области обнажил проблему недофинансирования украинских газотранспортных сетей.

За годы независимости Украина не слишком баловала свои ГТС инвестициями. Фактически газопроводы держатся на ресурсе, который был заложен в советский период, благо тогда строили с огромным запасом прочности. Понимая, что Украина одна не потянет модернизацию своих газопроводов, президент Кучма согласился на создание газотранспортного консорциума. Но с приходом к власти Виктора Ющенко эта идея ушла в небытие.

Вчера днем в 16:15 по московскому времени возле компрессорной станции Ставище Богуславского района Киевской области на участке магистрального газопровода Уренгой-Помары-Ужгород произошел взрыв. В результате участок газопровода был разгерметизирован. Огонь охватил площадь в один гектар. Украинским специалистам удалось достаточно быстро ликвидировать последствия аварии. Пострадавших нет.

Инцидент не повлиял на поставки российского газа в Европу, так как дополнительные объемы удалось переправить по параллельной ветке другого газопровода. "Газпром" сообщил, что потоки газа временно перенаправлены через газопровод "Союз", который проходит примерно в 100 километрах к северу от места аварии.

Министр транспорта и связи Украины Николай Рудьковский сразу же высказал предположение, что авария на магистральном газопроводе Уренгой-Помары-Ужгород и происшествие с поездом "Столичный экспресс" - результаты диверсии, сообщает "Интерфакс".

"Ситуация, которую мы имели на железной дороге под Киевом с 168-м поездом, и эта сегодняшняя авария - не исключено, могут быть звеном запланированных акций по дестабилизации ситуации в стране", - заявил министр в эфире украинского телевидения. На основании каких данных можно сделать предположение о диверсии, Рудьковский не уточнил.

Между тем тема "диверсии" отвлекает от проблемы, которая все более серьезно беспокоит специалистов. Украинские газопроводы сильно изношены, а денег в их обновление украинцы практически не вкладывают. "Газопроводы на территории Украины изношены и нуждаются в ремонте, - сообщил "Росбалту" генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. - Поэтому проблемы с ними еще будут". По мнению Правосудова, компания "Нафтогаз Украины" не инвестирует в газопроводы из-за политических дрязг и конфликтов. "Компанию постоянно делят между собой различные группировки", - сказал он.

На сегодня, по мнению экспертов, 20% газопроводов на территории Украины находится в аварийном состоянии. Эта ситуация серьезно беспокоит и Россию, которая транспортирует через Украину 80% экспортного газа, и Европу, которая получает 20% газа по тому же маршруту. Именно поэтому еще во времена правления президента Леонида Кучмы родилась идея создания газотранспортного консорциума, в рамках которого Россия и Германия осуществляли бы инвестиции в украинские газопроводы.

Однако после победы "оранжевой революции" и прихода к власти Виктора Ющенко эта идея была благополучно похоронена. В итоге Россия и Германия взялись за строительство газопровода Nord Stream по дну Балтийского моря. Если этот проект будет реализован, зависимость России от Украины существенно снизится, а зависимость Германии и вовсе сойдет на нет - по дну Балтики планируется поставлять 55 млрд кубометров газа в год, то есть ровно тот объем, который закупает ФРГ у "Газпрома". Авария под Киевом еще раз демонстрирует необходимость скорейшей реализации балтийского проекта.

В то, что украинцы начнут самостоятельно инвестировать в свои газопроводы или возродят идею газотранспортного консорциума в ближайшее время, верится с трудом. Власти в Киеве никак не могут решить, стоит ли проводить досрочные выборы, и если да, то когда, и только Рады или вместе с президентскими. В общем, властям в Киеве не до газопроводов. К тому же тема консорциума настолько политизирована украинской элитой, что воплощение этой идеи уже невозможно без политического обострения. Стараниями Юлии Тимошенко между созданием консорциума и продажей украинской родины поставлен знак равенства. Что-то наподобие того, как российские коммунисты приравняли куплю-продажу сельскохозяйственной земли и продажу России. В результате любой вменяемый диалог по этому вопросу стал невозможен, а развитие сельского хозяйства затормозилось лет на 10.

Если Украина не будет и дальше вкладывать деньги в свои газопроводы, ее транзитные возможности серьезно сократятся. "Объем транзита газа можно сокращать до бесконечности, - считает Сергей Правосудов. - Резкого падения транзита не будет, "Нафтогаз Украины" все-таки вкладывает какие-то деньги". Однако вполне возможно, что через 5-10 лет Украина уже будет неспособна транспортировать ежегодно 120 млрд кубометров газа.