Posted 6 июня 2007,, 11:48

Published 6 июня 2007,, 11:48

Modified 2 апреля, 01:45

Updated 2 апреля, 01:45

Тюльпаны завяли, Киргизия осталась

6 июня 2007, 11:48
В Киргизии - временное затишье в "вечном бое" власти и оппозиции. Власть радуется, что сохранила кресла, оппозиция готовит новые митинги, а народ ругает и тех, и других и спешит на заработки в Россию.

Киргизии после разгона бессрочного митинга оппозиции еще в апреле воцарилось временное затишье. Оппозиция занялась разбором полетов и поиском новой идеи, которая позволила бы привлечь народные массы, власть занялась решением экономических проблем, задвинув конституционную реформу на второй план, а народ спокойно вздохнул от того, что митинговые страсти обошлись без погромов, переворотов и жертв.


Власть

Прошло уже больше двух месяцев с того времени, как президент Киргизии Курманбек Бакиев поклялся начать конституционную реформу. Власти обещали до 10 апреля внести в парламент новый проект конституции. Тогда Бакиеву удалось переиграть оппозицию, назначив одного из оппозиционных лидеров Алмаза Атамбаева премьером страны и расколов этим лагерь оппонентов. Новый проект конституции, предложенный рабочей группой, уже внесли было в парламент, но тут вдруг "всплыли" сразу несколько подводных камней. Перед тем как парламент приступит к рассмотрению конституции, надо, чтобы свое заключение дал конституционный суд. А там как раз не было кворума. Утвердить судей должен парламент по представлению президента. В итоге процесс комплектации конституционного суда затянулся на два месяца, проект конституции лежит и ждет, реформы нет. По мнению правозащитницы Толейкан Исмаиловой, ни к чему хорошему политика затягивания не приведет.

"У власти был шанс снизить накал противостояния, начав конституционные реформы сразу после разгона митингов. Таким образом, она перехватила бы лозунги оппозиции, что значительно ослабило бы ожидаемое наступление оппонентов президента будущей осенью, - пояснила Исмаилова. - Тем более что президент Бакиев в преддверии митингов заявлял о своей приверженности реформам, приглашая оппозицию к сотрудничеству в работе над подготовкой изменений в основной закон страны. Однако процесс завершился после 19 апреля, когда митинги были разогнаны".

Все осталось на своих местах. А это, в свою очередь, закладывает предпосылки для новых митинговых страстей - уже осенью этого года, когда диалог с оппозицией вновь может переместиться на площади. Но власти посчитали, что оппозиция уже побеждена и отказались от взаимодействия с ней. Играет роль и то, что Атамбаев из лагеря оппозиции перешел в правительство. У него теперь несколько иные заботы кроме конституционной реформы: тут и самозахваты предприятий, и призывы к национализации золотоносных месторождений, отталкивающие возможных инвесторов от экономики Киргизии, и покушение на его жизнь. Поэтому премьер-оппозиционер сейчас больше озадачен вопросами экономики, нежели какой-либо политической борьбой.

Оппозиция

После допросов в государственном комитете по национальной безопасности лидер оппозиции Феликс Кулов заявил, что будет работать над составлением такой программы, которая изменила бы общественное сознание в стране и исключила бы разделение граждан на "юг" и "север". Бесспорно, после разгона оппозиции (где были в основном северяне) с центральной площади Бишкека сотрудниками милиции, подтянутыми с южных областей Киргизии, неприятный осадок оставался. Некоторые политиков, не важно, к какому лагерю они принадлежали, для того чтобы набрать политические очки, продолжали развивать тему регионализма.

К примеру, лидер партии «Эркиндик» («Свобода») Топчубек Тургуналиев прямо заметил: "Мы, южане, долго ждали власти, пришли к ней и будем защищать ее". Другой оппозиционер - лидер партии «Ата-Мекен» («Отечество») Омурбек Текебаев заявил, что "никогда еще киргизский народ в своей истории не переживал такого территориального и ментального размежевания в сознании, покушения на чувство единства нации".

Но вопреки всем прогнозам, что оппозиция сделает акцент в своей программе на территориальном единении Киргизии, она пошла дальше и после двух народных собраний (курултаев) нашла практически беспроигрышный вариант – союз с Россией. А связующим мостом оппозиция призвала стать своего лидера – Феликса Кулова.

Сегодня в Киргизии только политический самоубийца осмелится выступить как против такой идеи, так и против России, где зарабатывают на жизнь около 20% населения страны. Именно от России зависит будущее экономики и стабильность в Киргизии. Случись в отношениях с Киргизией грузинский вариант и вернись не солоно не хлебавши из России хотя бы 20% тех, кто сейчас трудится там - социальный взрыв Киргизии обеспечен. Поэтому и вариант "конфедерации с Россией" кажется беспроигрышным. Кулов, напирая на выгоды своего проекта, говорит, что союз с Россией позволит хоть как-то контролировать бюджет и приструнить коррумпированных чиновников.

На первый взгляд может показаться, что создание такого союза станет росписью Киргизии в собственном бессилии построить свое государство. Но оппозиция дистанцировалась от подобных обвинений, заметив, что союз позволит сохранить государственность и суверенитет.

Как прогнозируют аналитики оппозиционного Объединенного фронта, за конфедерацию с Россией выступят на референдуме до 80% населения Киргизии. А если парламент Киргизии не поддержит инициативу народа, то осенью оппозиция начнет сбор подписей за его роспуск. На референдум оппозиция хочет вынести три вопроса – создание союза с Россией, досрочные выборы главы государства, роспуск и перевыборы парламента. Решения по последним двум вопросам оппозиция безуспешно добивалась в апреле этого года. Таким образом, союз с Россией выглядит этаким "паровозиком", который может вывезти оппозицию туда, куда ей надо. Правда, открытым остается вопрос о том, как воспримет Россия идею конфедерации с Киргизией. Прогнозов на этот счет Кулов благоразумно не дает, уверяя лишь, что он не думает, что Россия сразу выступит против.

Тем более что есть еще один фактор, который заставляет всерьез задуматься о союзе с Россией. Этот фактор - активизация влияния США внутри Киргизии. Стоило начаться разговорам о выводе американской базы с территории Киргизии, как тотчас министр обороны США Роберт Гейтс вознамерился посетить Киргизстан с целью консультаций на высоком уровне по вопросам укрепления безопасности и двусторонних отношений. Когда после одного из саммитов ШОС Киргизия поставила вопрос о возможном выводе сил коалиции с территории своей страны, Киргизию сразу же посетил тогдашний глава Пентагона – Дональд Рамсфельд. Итогом того визита стало увеличение арендной платы за пребывание авиабазы и продление сроков ее пребывания «до полной стабилизации обстановки в Афганистане».

Президент США Джордж Буш в одном из своих выступлений назвал Киргизию, наряду с Украиной, Грузией, Ливаном, Афганистаном и Ираком, страной, где наблюдается прогресс демократии, и где «США дали возможность помочь осознать и прочувствовать, как прекрасна свобода». При этом в самой Киргизии создается впечатление, что чем больше идет прогресс "демократии по-американски", тем больше дестабилизация во внутриполитической и экономической жизни страны, тем чаще случаются обострения в общественной жизни государств.

Дальнейшие действия оппозиция планирует на осень. Один из лидеров партии «Ар-Намыс» («Достоинство») Эмиль Алиев отметил, что оппозиция намерена после 20 октября начать акции протеста в Киргизии. Вот и получается, что политическая жизнь в Киргизии после марта 2005 года идет по графику: весна-осень.

Народ

Обычное население в большинстве проигнорировало действия как властей, так и оппозиции. Оно и понятно - сезон трудовой миграции в самом разгаре. Тысячи граждан Киргизии, упаковав багаж, отправляются на заработки в Казахстан и Россию. И им не до политических коллизий - работать надо.

Сейчас, по разным данным, в России на заработках находятся около миллиона граждан Киргизии. Многие из них оформляют российское гражданство (благо четырехстороннее соглашение об упрощенном порядке принятия гражданства между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией позволяет получить его в течение трех месяцев) и не собираются возвращаться на родину. И если дело пойдет такими темпами, то вскоре в стране останутся лишь пенсионеры и дети, как это было во времена Великой Отечественной. Остальные будут «на вахте».

Зато цены на рынках Киргизстана очень чутко реагируют на любое проявление митинговых страстей, не важно по какому поводу. Но реагируют одинаково - цены неизменно растут, заставляя покупателей в очередной раз отругать как власть, так и оппозицию, и задуматься о том, не променять ли теплый климат голодной Киргизии на сытные сибирские морозы. Вот такая вот деполитизация.

Евгений Круглов