Posted 8 июня 2007,, 13:46

Published 8 июня 2007,, 13:46

Modified 2 апреля, 01:43

Updated 2 апреля, 01:43

Путин загнал Буша в угол

8 июня 2007, 13:46
Предложив совместно использовать Габалинскую РЛС в Азербайджане, Путин загнал Буша в угол. Если он откажется от предложения Москвы, США придется искать более веские аргументы для оправдания своего присутствия в Восточной Европе.

На саммите G8 в Хайлигендамме Владимир Путин признал, что американское военное присутствие на Европейском континенте возможно. Но не в том виде, как это предполагали американцы. Путин нашел "асимметричный ответ": он предложил США совместно использовать Габалинскую радиолокационную станцию (РЛС) в Азербайджане. Если США согласятся на предложение России, разговоры о новой холодной войне и гонке вооружений можно будет прекратить. Вопрос в том, согласятся ли?

"У нас есть собственные идеи, я их подробно изложил президенту США. Первая, чтобы совместно использовать арендуемую нами РЛС в Азербайджане в Габале. Я вчера разговаривал по этому поводу с президентом Азербайджана, и действующее соглашение позволяет нам это сделать", - рассказал Путин журналистам после встречи с президентом США. "Путин сделал интересное предложение, - заявил в свою очередь Буш. - Мы решили провести стратегический диалог, в котором будут задействованы представители военных структур и МИД".

Переговоры США с Польшей и Чехией начались в 2007 году. Вашингтон планировал разместить в Чехии радар системы ПРО, а в Польше - противоракетные установки для того, чтобы защититься от угрозы со стороны Ирана и Северной Кореи. Россия выступила с резкой критикой планов Вашингтона, мотивируя это тем, что у "стран-изгоев" нет ракет, способных достигнуть территории Европы и США. Зато системы ПРО отлично могут "просматривать" территорию России.

Убеждать Путина в том, что американское ПРО не представляет угрозы России, весной этого года в Москву приезжали министр обороны США Роберт Гейтс (он уехал ни с чем) и госсекретарь Кондолиза Райс. После ее визита появились разговоры, что Москва и Вашингтон могут договориться. Однако накануне саммита "большой восьмерки" в интервью иностранным журналистам Путин заявил, что если США не прислушаются к мнению РФ, российские ракеты могут быть перенацелены на американские базы в Европе.

Таким образом, Путин, предлагая США совместно использовать уже имеющиеся элементы ПРО в Азербайджане, признал, что "страны-изгои" все-таки представляют или будут представлять опасность. Также подтвердил, что элементы американского ПРО могут появиться на Европейском континенте, - конечно, если Вашингтон примет предложение Москвы.

Советник президента РФ Сергей Приходько пояснил, что "смысл российской инициативы в том, чтобы снять известные озабоченности в связи с возможными планами американских коллег по размещению третьего позиционного района ПРО в Чехии и Польше". Он считает, что следует "задуматься, как отвечать на возможные, гипотетические угрозы, если они когда-то будут". Приходько сообщил, что Россия вела консультации с Азербайджаном по использованию радиолокационной станции. "Мы почувствовали заинтересованное отношение Азербайджана", - сказал он.

Габалинская РЛС находится недалеко от Большого Кавказского хребта, была построена во времена СССР в стратегически важном районе. Являясь ключевым элементом системы раннего оповещения ПВО России, она способна контролировать воздушное пространство над Европой, частью Ближнего Востока, Китаем, Австралией и даже некоторыми африканскими странами. Таким образом, станция в Габале благодаря своему удачному расположению реально может предотвратить угрозу со стороны Ирана и не нанести вреда России. Но, по мнению экспертов, Штаты не пойдут на предложение Путина и не откажутся от размещения элементов ПРО в Восточной Европе.

Российский вариант решения проблемы ПРО с технической точки зрения безупречен, считает директор Центра по международной политике Института США и Канады РАН Анатолий Уткин. "Судя по первой реакции Буша, это предложение явилось абсолютной неожиданностью для американцев. Теперь они будут искать повод, чтобы мотивировать свой отказ от этого проекта, реализация которого шла бы в разрез с нынешней военно-политической линией Вашингтона", - отметил эксперт в интервью "Росбалту". По его словам, американцы собираются разместить станции ПРО в Польше и Чехии и переводят свои базы из Германии в Румынию и Болгарию для того, чтобы закрепиться в "новой Европе" на подступах к России, а "иранская угроза" - только предлог.

Уткин подчеркнул, что Габалинская РЛС направлена на южное полушарие и контролирует территории Ирана, Китая, Индии, Австралии и многих других стран. "А вот территорию России станция не покрывает, в том числе из-за Кавказского хребта, который закрывает ее территорию, что, конечно же, не понравится американцам", - заметил директор Центра по международной политике Института США и Канады.

Президент Института стратегических оценок Александр Коновалов считает, что инициатива Владимира Путина предполагает включение России в евро-атлантическую систему безопасности. "Военно-техническое сотрудничество - лучший способ преодоления взаимных подозрений, недоверия и угроз, - отметил Коновалов. - До сих пор Россия занимала не вполне конструктивную позицию, о чем свидетельствовали, в частности, заявления о возможности нацеливания ракет на Европу. Но теперь Москва предложила принципиально новый вариант решения проблемы, который предусматривает максимальную степень доверия и партнерства. США очень сложно будет аргументировать свой отказ от этого предложения".

По мнению Коновалова, единственный серьезный довод, который могут привести американцы в обоснование своего нежелания сотрудничать с Россией в сфере ПРО, - это указание на то, что Габалинская РЛС устарела. "Все технические вопросы должны решать специалисты, это компетенция военных экспертов, а не политиков, - подчеркнул эксперт. - В принципе, любое устаревшее оборудование можно модернизировать".

Инициатива Путина значительно снижает уровень напряженности во взаимоотношениях США и России, заявил член научного совета Московского Центра Карнеги Алексей Малашенко. Эксперт напомнил, что американцы первыми предложили России сотрудничество в области обороны и безопасности. "Разговоры о взаимодействии велись и раньше, но сейчас они приобрели большую конкретику, - отметил Малашенко. - Путин поступил очень правильно, что озвучил эту инициативу. Теперь есть о чем поговорить и подискутировать". При всех плюсах, предложение Путина имеет одну слабую сторону, считает Малашенко. "Россия теперь де-факто признает наличие ракетно-ядерной угрозы со стороны Ирана", - заметил он.

Выбор Габалинской РЛС удачный всех отношениях, считает заместитель директора по исследованиям Совета по внешней и оборонной политике Дмитрий Суслов. "Президент в своем предложении учел и российскую и американскую формулировку данной проблемы. Российские опасения заключаются в том, что расположение 10 ракет-перехватчиков в Восточной Европе позволят сканировать скорее не Иран и Корею, а российскую территорию, но в то же время мы понимаем американцев в их обеспокоенности иранской проблемой, - отметил эксперт. - Мы наблюдаем трансформацию российской позиции, ведь раньше Путин говорил, что у Ирана нет ракет, которые представляют угрозу. Действительно, сейчас Иран не располагает ракетами, способными достигнуть Европы, но у него есть ракеты, которые могут долететь до Ближнего Востока, в первую очередь до Израиля. Поэтому мы предложили использовать РЛС в Азербайджане, это оправдано и из-за географического положения".

По словам Суслова, предложение Путина, как лакмусовая бумажка, покажет, что стоит за американским размещением систем ПРО. "Россия предложила перейти от негативной к позитивной повестке дня. Если США действительно хотят защититься от Ирана, они пойдут на это. Если нет, и они разместят элементы ПРО в Польше и Чехии, значит, у них совсем другая цель. И это послужит доказательством того, что опасения России не беспочвенны. С азербайджанской территории Россию отслеживать трудно, а вот с Чешской - легче", - отметил эксперт.

Новая "противоракетная" инициатива России - своего рода тест на искренность администрации Буша. Путин, предложив совместное использование Габалинской РЛС, можно сказать, загнал американцев в угол. Скорее всего, Вашингтон откажется, но тогда ему придется искать более веские аргументы для "оправдания" своего присутствия в Восточной Европе. А Москва с легкостью сможет доказать, что наращивание военного потенциала России - необходимость.

Юлия Непоседова