Posted 13 июня 2007,, 14:29

Published 13 июня 2007,, 14:29

Modified 2 апреля, 01:41

Updated 2 апреля, 01:41

Лукашенко забраковал Вешнякова

13 июня 2007, 14:29
Россия предложила на должность исполнительного секретаря СНГ бывшего председателя ЦИК РФ Александра Вешнякова. Однако президент Белоруссии заявил, что он категорически против этой кандидатуры. Эксперты гадают, чем Вешняков мог не угодить Лукашенко.

За несколько дней до неформального саммита лидеров стран СНГ в Санкт-Петербурге бывший председатель Центризбиркома России Александр Вешняков получил от президента России Владимира Путина предложение о новом месте работы. Речь шла о должности исполнительного секретаря СНГ, которую сейчас занимает Владимир Рушайло.

Средства массовой информации незамедлительно подхватили эту новость в том контексте, что бывшему главе ЦИК было найдено место, на котором он сможет воспользоваться своим опытом и познаниями в избирательных технологиях без ущерба для внутренней политики России. Однако вопрос о Вешнякове был снят с повестки дня саммита. Накануне встречи президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что он категорически против этой кандидатуры. Некоторые эксперты связывают такое решение белорусского лидера с тем, что его якобы раздражали высказывания Вешнякова о недемократичности белорусских выборов.

В частности, сотрудник Центра украинистики и белорусистики Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Богдан Безпалько считает, что Лукашенко заблокировал избрание Вешнякова на пост исполнительного секретаря СНГ потому, что между ними «сложились не очень хорошие отношения, вполне, впрочем, соответствующие белорусско-российским отношениям в последние годы». Вешняков неоднократно позволял себе критиковать Лукашенко и его избрание на третий срок. Пусть и делалось это в мягкой форме: признавая, что выборы в Белоруссии являются ее внутренним делом, «в основном соответствуют Избирательному кодексу Республики Беларусь и в определенной мере международным избирательным стандартам», тем не менее, по мнению Вешнякова, они «далеко не образец для России и для стран, которые встали на путь демократии». Не забыл Вешняков в свое время упрекнуть белорусское руководство и в нежелании подписать Конвенцию о стандартах демократических выборов в странах СНГ.

«Назначение Александра Вешнякова можно рассматривать и как определенного рода достаточно грубое давление на белорусское руководство и еще одно напоминание о том, что время партнерства ради партнерства кончилось: Россия переходит к лоббированию и продавливанию своих интересов на постсоветском пространстве», - сказал Безпалько. По его мнению, это давление уже принесло результат - председатель комиссии Совета Белоруссии по международным делам и национальной безопасности Николай Чергинец опроверг сообщения о роли белорусского руководства и сказал, что кандидатура Вешнякова Александром Лукашенко «даже не рассматривалась».

Чергинец заявил, что Белоруссия не выступала против назначения Вешнякова исполнительным секретарем СНГ. «Мы не слышали от президента Лукашенко каких-то мнений относительно Вешнякова: подходит - не подходит, за - или против», - сказал он, предположив, что «это преждевременно запущенная утка». Чергинец отметил, что когда придет время назначить на должность исполнительного секретаря, «кандидатуру определят единогласно».

Однако 14 июня истекают полномочия нынешнего исполнительного секретаря, а вопрос о новой кандидатуре остается открытым.

Как считает заместитель директора Центра по изучению постсоветского пространства Алексей Власов, Лукашенко поставил партнеров по СНГ в неловкое положение. «Действия белорусского президента часто отличаются некоторой эксцентричностью, но то положение, в которое он поставил своим заявлением партнеров по содружеству, можно обозначить, минимум, как неловкое», - сказал Власов. По мнению эксперта, со стороны Лукашенко это «имиджевый ход», «который должен показать, что мнение белорусского лидера может не совпадать с позицией и мнением российского президента». «Тем более, что существует группа лиц высшего кремлевского пула, к которым у Александра Лукашенко существует определенная личная неприязнь», - добавил Власов.

С другой стороны, он отметил, что «решение Лукашенко во многом показывает недееспособность и неотрегулированность механизмов самого Содружества, которые бы позволили каким-либо образом на правовой основе разрешить этот вопрос». «Случай с Вешняковым может привести к тому, что полномочия Рушайло будут автоматически пролонгированы, тем самым может быть создан прецедент на будущее», - считает эксперт.

По его мнению, "это также и удар по имиджу Кремля, поскольку кандидатура, предложенная Владимиром Путиным и, видимо, согласованная предварительно с руководителями других стран СНГ публично отвергается одним из тех, кто именует себя единственным союзником России».

В свою очередь, директор Института стран СНГ Константин Затулин считает, что история с назначением Александра Вешнякова, является результатом порочной практики отправки неугодных российских чиновников в «почетную ссылку» в СНГ. Отдавая должное лично Александру Вешнякову – «способному человеку», которому вполне можно было бы подыскать новую должность в России с хорошим продолжением карьеры, Затулин напомнил, что со своей прежней должности – председателя Центризбиркома - РФ Вешняков ушел накануне судьбоносных для страны парламентских и президентских выборов. Следовательно, можно полагать, что Вешняков чем-то не устроил руководство страны в столь ответственный момент. «До каких пор мы будем демонстрировать миру, что мы рассматриваем назначения на высокие должности в СНГ как своего рода синекуру или почетную ссылку?», - заметил директор Института стран СНГ.

Достоинства Александра Вешнякова, по мнению Затулина, «умаляются» еще и тем обстоятельством, что в условиях, когда взгляды лидеров СНГ часто не совпадают, а порой не совпадают и сами интересы этих стран, «любой протокольный, а тем более, кадровый вопрос может стать камнем преткновения между лидерами». В результате, как считает Затулин, Кремль поставил себя «в положение одалживающегося» перед президентом Белоруссии Александром Лукашенко. По мнению Затулина, если уж менять Рушайло на Вешнякова, то сначала следовало «проработать этот вопрос», в том числе с Лукашенко, чего явно сделано не было.

Мнение Затулина косвенно подтверждает и депутат Госдумы РФ, бывший председатель Парламентского собрания Союза России и Белоруссии Геннадий Селезнев. Он высказал предположение, что кандидатуру Вешнякова не удалось согласовать на уровне министерств иностранных дел государств-членов Содружества. «Может быть, обсуждалось несколько кандидатов, или же речь шла о том, чтобы секретариат СНГ возглавил представитель не России, а другой страны», - заметил Селезнев. Депутат напомнил, что первым исполнительным секретарем СНГ был представитель Белоруссии Иван Коротченя, а штаб-квартира исполкома располагается в Минске. «Не исключено, что Белоруссия предложила свою кандидатуру и добивается ее утверждения», - предположил Селезнев.

По мнению же генерального директора Центра политической конъюнктуры России Михаила Виноградова, демонстративным блокированием назначения Вешнякова исполнительным секретарем СНГ Лукашенко пытается повысить свой политический вес. «В свое время он выступил против назначения Аяцкова послом России в Минске, ситуация с Вешняковым аналогичная, - считает политолог. - Это решение не связано с ситуацией в СНГ, оно лишь отражает личную неприязнь Лукашенко к российским чиновникам». Виноградов подчеркнул, что сама должность секретаря СНГ политического веса не имеет, это своего рода «кадровый отстойник» для бывших высокопоставленных руководителей, так что «отсутствия Рушайло в течение нескольких месяцев никто даже не заметит».

Однако существует и еще одно предположение, в соответствии с которым Лукашенко заблокировал назначение Вешнякова, потому что считает его фигурой, слишком приближенной к Кремлю, Путину и «питерской команде». По мнению заместителя генерального директора Центра политических технологий Сергея Михеева, «назначение исполнительного секретаря СНГ из Москвы не устраивает президента Белоруссии, которого больше устроил бы назначенец из Казахстана или Белоруссии. Даже, возможно, человек из России, но не столь близкий к власти».

Как бы там ни было, но председатель исполнительного комитета СНГ, который организует подготовку и проведение заседаний руководящих органов стран содружества, назначается на трехлетний срок решением глав государств – членов Содружества, принятым на основе консенсуса.

Факт остается фактом: срок полномочий нынешнего председателя исполкома СНГ Владимира Рушайло истекает, а новая кандидатура еще не утверждена. Конечно, такое положение вещей не является кризисом организации, но и болезнью роста это тоже не назовешь. На фоне бодрых высказываний о реорганизации структуры Содружества и ее реформировании по образцу Евросоюза, довольно странно выглядит отсутствие консенсуса в таких, прямо сказать, не первостепенных вопросах. Если лидеры СНГ не формально заинтересованы дальнейшем развитии Содружества, то, пожалуй, вопрос вакансии был бы решен без хлопот. Если же проблема заключается лишь в мнении одного белорусского президента, то, тем более, одиннадцать участников неформального саммита могли бы найти механизмы, чтобы уговорить двенадцатого участника.

Пока же, по всей видимости, вакансия председателя исполнительного комитета останется открытой до октябрьского саммита СН в Душанбе.

Дмитрий Пановкин