Posted 21 июня 2007,, 14:58

Published 21 июня 2007,, 14:58

Modified 2 апреля, 01:37

Updated 2 апреля, 01:37

Артур Чилингаров: Россия имеет все законные права на шельф Северного Ледовитого океана

21 июня 2007, 14:58
21 июня в Москве проходило торжественное заседание, посвященное открытию Дней Арктики в рамках стартовавшего в марте Международного полярного года.

21 июня в Колонном зале Дома Союзов в Москве проходило торжественное заседание, посвященное открытию Дней Арктики в рамках стартовавшего в марте Международного полярного года. В заседании принимают участие видные общественные деятельности, ветераны-полярники, руководители и специалисты, ряда министерств и ведомств, губернаторы северных регионов, члены Федерального Собрания РФ.

Член Высшего совета партии "Единая Россия", Герой Советского Союза, Член-корреспондент РАЕН, Заместитель Председателя Государственной Думы, президент Ассоциации полярников Артур Чилингаров:

- На этой неделе мы отмечаем 70-летие со дня начала беспересадочного перелета Москва - США через Северный Полюс, который возглавлял легендарный советский летчик Валерий Чкалов. Это был выдающийся научно-технический подвиг, навсегда оставшийся одной из самых ярких страниц в истории мировой авиации. Этот юбилей примечателен в двух отношениях. Во-первых, он напоминает о славных традициях, нашей авиации, которая всегда была на самых передовых позициях в мире. Во-вторых, он привлекает внимание к российскому Крайнему Северу, к Арктике, которая в течение многих веков осваивалась героическими усилиями исследователей, первопроходцев неизведанного и нового. Об этом особенно уместно напомнить сегодня, когда многие страны мира, включая Россию, осуществляют мероприятия в рамках Международного полярного года (МПГ).

Будет реализовано более 200 международных проектов по исследованию Арктики и Антарктики. В 180 их них примут участие российские ученые и специалисты. В Арктике в рамках комплексных работ по изучению климата, морских льдов и геологических исследований в этом году предусмотрено провести 12 морских экспедиций, а кроме того начнет действовать новая дрейфующая станция "Северный полюс-35". В конце июля я планирую принять участие в уникальном научном эксперименте - погружении на глубину около 5 тыс. метров на дно Северного ледовитого океана в районе Северного полюса, которое планируется осуществить на двух батискафах "Мир".

В 1930-е годы освоение Крайнего Севера было первостепенной задачей. Летчиков, работавших в Арктике, знала вся страна. При Северном Морском пути - нашей стратегической национальной магистрали - был создан и орган управления развитием арктических территорий - знаменитый "Главсевморпуть". В нем функционировало управление полярной авиации, роль которого трудно переоценить.

К сожалению, в годы рыночных реформ по полярной авиации был нанесен серьезный удар, а ведь она была, пожалуй, лучшей в мире, да и летчики у нас были первоклассные. Говорю это как начальник ряда дрейфующих полярных экспедиций и руководитель Гидрометеослужбы в полярном поселке Амдерма. Я облетел на самолетах чуть ли не все территории Крайнего Севера, хорошо знаю возможности нашей авиации.

Сейчас у нас не осталось самолетов на лыжах, способных сесть на ледовую площадку или снег. А ведь замечательные были самолеты - АН-24, АН-32, АН-74. Последний, правда, используется Газпромом, но в своих целях. А вот у американцев самолеты, способные садиться на снег и лед, есть. Они вообще уделяют полярным исследованиям повышенное внимание - и в Арктике, и, особенно, Антарктиде. А нам такие исследования тоже нужны. Также, как и полярная авиация, без которой они невозможны. Как полярный исследователь и организатор экспедиций стараюсь делать все для возрождения нашей полярной авиации. В 2001 году руководил экспедицией на Южный Полюс на наших самолетах АН-3. В этом году достигли Южного Полюса на вертолетах МИ-8, которые, кстати, очень хорошо себя показали в экстремальных антарктических условиях.

Хорошо, что государство в последнее время стало, наконец, поворачиваться лицом к проблемам Севера. Мне особенно приятно констатировать это как специальному представителю Президента РФ по вопросам Международного полярного года. В начале мая создан Национальный Арктический Совет во главе с Председателем Правительства РФ. Совет призван выработать основные направления политики России по закреплению российских интересов в полярных районах мира.

На Крайнем Севере и арктических территориях сосредоточены основные природные богатства страны и их значение для безопасности России трудно переоценить. Убежден, надо возрождать полярную авиацию. Россия была, есть и будет великой морской и полярной державой. Чтобы уверенно идти вперед, надо опираться на достижения прошлого, на наши славные традиции.

Россия не намерена поступаться своими законными интересами в прилегающих к ней арктических территориях. Речь идет прежде о закреплении за РФ законных прав на шельф Северного Ледовитого океана. Проведенные научные исследования подтверждают полную обоснованность этих прав.

Отмечая сегодня 70-летие трансатлантического перелета Чкалова, Байдукова и Белякова, мы отдаем дань уважения нашим великим предшественникам, подвиги которых никогда не будут забыты.

Справка

Проведение Международного полярного года в 2007-2008 гг. приурочено к 125-летию первого Международного полярного года (1882-1883 гг.), 75-летию второго МПГ (1932-1933 гг.) и к 50-летию третьего (1957-1958 гг). МГП будет продолжаться по февраль 2009 года, чтобы ученые смогли провести два полных цикла исследований в обоих полярных регионах. Ученые различных стран выполнят скоординированные научные исследования в рамках национальных и международных программ, мероприятия по совершенствованию существующей наблюдательной сети и развитию систем мониторинга загрязнения окружающей среды. Предполагается осуществление синхронных измрений характеристик природной среды полярных регионов, выполнение в Арктике и Антарктике совместных экспедиций, проведение международных конференций и симпозиумов. После периода интенсивной исследовательской работы последует анализ данных, публикации и обсуждения.