Posted 1 октября 2007,, 11:31

Published 1 октября 2007,, 11:31

Modified 2 апреля, 00:38

Updated 2 апреля, 00:38

Закон против театра

1 октября 2007, 11:31
О нынешнем законодательстве и связанных с этим проблемах театра ИА "Росбалт-Юг" рассказал художественный руководитель Новочеркасского казачьего драматического театра им. Комиссаржевской, директор фестиваля «Комплимент» Леонид Шатохин.

Завершившийся в Новочеркасске театральный фестиваль «Комплимент» стал не только праздником для зрителей, как это и положено всем мероприятиям подобного рода. На подмостках Новочеркасска и Ростова-на-Дону, словно юные модели на подиуме, продефилировали практически все проблемы, которые одолевают современный театр. Большая часть из них обусловлена несовершенством нашего законодательства. Говорить об этом могут многие, но далеко не многие досконально изучили предмет разговора. Мы предоставляем слово художественному руководителю Новочеркасского казачьего драматического театра им. Комиссаржевской, директору фестиваля «Комплимент», Леониду Шатохину.

- Итак, о законодательстве, в котором мы по привычке видим корень всех наших бед…

- Действительно, нынешнее законодательство сотворили таким образом, что оно игнорирует интересы театров малых городов, хотя проблемы таких театров обусловлены объективно.

- Поясните на примере…

- В городе, численность населения которого либо приближается к миллиону, либо перевалила за миллион человек, сделать хорошие сборы не составляет большого труда. Можно один и тот же удачный спектакль играть десятки и даже сотни раз. Другое дело – город с населением в сто тысяч человек. Полтора-два десятка спектаклей после удачной премьеры – и все. Зрителю подавай что-то новенькое. Согласитесь, беззаветные поклонники Мельпомены, способные по нескольку раз смотреть одно и тоже, представляют довольно-таки малочисленную категорию и повлиять на кассовые сборы не в состоянии. Это значит, что театр большого и маленького города изначально находятся в неравных условиях.

- Но, позвольте, это неравенство можно устранить грамотным перераспределением средств…

- Совершенно верно, однако действующее законодательство не только не устраняет, но, наоборот, лишь усиливает подобную несправедливость. Театры областного центра получают финансирование из областного бюджета, а театры малых городов снабжают деньгами местные городские власти. Я надеюсь, не стоит говорить банальности о несопоставимости денежных сумм, которые выделяются в первом и во втором случае. Между тем требования к театрам предъявляются одинаковые: труппа – сорок человек, плюс пятнадцать человек творческого состава. И в год необходимо дать 280 спектаклей.

- Как тяжело, наверное, жить и работать в таких условиях…

- А мы уже давным-давно не живем, а выживаем. Отсюда отсутствие дорогих костюмов и декораций. А ведь зритель, приходя в театр, хочет видеть красивую картинку, ту самую разноцветную коробочку, которую блестяще описал Михаил Булгаков. Разумеется, в хорошем театре существует команда единомышленников, которые в состоянии придумать выход из любой ситуации, но нельзя же до бесконечности эксплуатировать человеческую фантазию и смекалку.

- Вы излагаете такие простые и такие очевидные истины. Почему же ничего не предпринимается для изменения ситуации в лучшую сторону?

- Это можно объяснить общими негативными тенденциями, что приходят к нам из Москвы. Чиновники от культуры, погрязшие в столичной роскоши, берут на себя смелость решать судьбу театральной жизни в городах, в которых они никогда не были и, возможно, не будут. Ничего не зная о собственной стране, они, не стесняясь, говорят о том, что не стоит распылять весьма ограниченные государственные средства, дотируя муниципальные театры. Во-первых, тезис об ограниченных денежных средствах не выдерживает никакой критики при современном уровне цен на нефть, а, во-вторых, обязательные щедрые дотации театрам областных городов выглядят следующим образом: сытый получает жирный кусок на глазах у голодного. Это, естественно, развращает одного и озлобляет другого.

- Вы говорите о том, что в малых городах зрительская аудитория неизмеримо меньше, чем в городах больших, но ведь можно расширить свою аудиторию, отправившись на гастроли.

- Вы правы, гастроли – вещь, необходимая всем, а театрам малых городов и подавно, но и на гастролях мы поставлены в неравные условия. Областным театрам бюджет оплачивает гастроли два раза в год, это значит, что руководителям таких театров не стоит думать о накладных расходах. В то время как мы оплачиваем дорогу, проживание в гостиницах и аренду помещений из собственных средств. Да и это в настоящий момент мы сделать не можем. Согласно положению, заправляться горючим мы можем только на той АЗС, которая выиграла тендер, а она находится в Новочеркасске.

Отъехать от базы более чем на 200 км мы не в состоянии. Оплачивать гостиницу из средств, собранных на гастролях, мы тоже не имеем права. Должны заранее заплатить из Новочеркасска той гостинице, которая выиграет тендер. А чем платить, если на гастроли едем за деньгами. Права на банковский кредит у нас также нет. Не имеем права оплатить аренду помещения по факту сбора, который предсказать невозможно, значит, заранее оплатить и эту услугу не способны. Такой иезуитской системы уничтожения театров не знает, наверное, ни одна страна мира.

- В последние годы модным стало обращаться к опыту стран Запада…

- Это не случайно, в последние годы мы получили возможность ездить за границу, поэтому в сказки на тему, «как плохо» или, наоборот, «как хорошо там», уже никто не верит. Все можно увидеть собственными глазами. По счастью, театральная жизнь в странах Европы не сконцентрирована в административных центрах. Например, театральная столица Франции - это не Париж, а южный город Марсель или Тулон, или Лион. То есть то место, где наиболее интересна на данный момент театральная жизнь. У нас же господствует губительная тенденция неравенства между театрами «столичными» и театрами «провинциальными», хотя общий уровень культуры и искусства определяется как раз состоянием дел на так называемой периферии. И каких-либо кардинальных изменений в лучшую сторону не предвидится. А ведь человеку удобнее творить в небольшом городе. Потому что размеренный ритм жизни небольшого города, отсутствие столичной суеты, относительная близость к природе располагает человека к творчеству. В малом городе проще сосредоточиться на проблемах, которые из одного столетия в другое беспокоят человечество. Мы тоже должны постепенно прийти к пониманию этого. И кто знает, может быть, лет через пятьдесят центром театральной жизни нашей страны станет Мичуринск или Златоуст, Кинешма или Новочеркасск.

- Почему же так не скоро?

- Да потому, что для этого необходимо, чтобы человек не испытывал разницы в бытовом или материальном положении, живя в любом городе своей страны.

- Что, на ваш взгляд, необходимо сделать в первую очередь для устранения сложившейся несправедливости?

- Театрам малых городов необходимо не на словах, а на деле давать возможность принимать участие в целевых программах, таких, например, как «Пропаганда театрального искусства в Ростовской области и за ее пределами». Театры получат возможность проводить обменные гастроли, ставить заказные спектакли. Зрители расширят свои представления о современном театре, а артисты не будут чувствовать себя обделенными.

Беседовал Александр Пряжников, ИА «Росбалт-Юг»