Posted 22 февраля 2008,, 09:18

Published 22 февраля 2008,, 09:18

Modified 1 апреля, 23:10

Updated 1 апреля, 23:10

Латвийские порты – часть экономики России

22 февраля 2008, 09:18
О том, почему России не обойтись без помощи прибалтийских стран при транспортировке грузов, и о роли латвийских портов и железной дороги в общей системе грузоперевозок «Росбалту» рассказал министр сообщения Латвийской Республики Айнарс Шлесерс.

Недавно в Риге на Международном региональном железнодорожном бизнес-форуме "Стратегическое партнерство 1520: Балтийский регион" президент ОАО "Российские железные дороги" Владимир Якунин подчеркнул, что именно с балтийскими странами, и с Латвией в первую очередь, России следует выстраивать стратегические схемы транспортировки грузов. Эту тему в интервью «Росбалту» развил министр сообщения Латвийской Республики Айнарс Шлесерс.


- В большинстве стран Евросоюза ширина железнодорожной колеи - 1435 мм. Как это соотносится с тем, что Латвия, помимо того, что является членом ЕС, входит в так называемое «пространство 1520», обозначающее более широкую колею?

- Что касается широкой и узкой колеи, то у Латвии на этот счет четкая позиция: мы являемся частью единой системы, которая находится на этой стороне Европы. Да и не только Европы. Мы считаем, что преимущества, которые имеет широкая колея, уникальны. Потому что сегодня мы можем везти грузы из наших портов по всей России и странам СНГ. Плюс мы можем из любой точки СНГ везти грузы прямиком в Евросоюз.

Широкая колея очень важна для бизнеса. После развала СССР многие порты боролись за привлечение все новых и новых грузов. Иногда эта борьба была очень жесткой. Но сегодня мы видим, что тенденции меняются. В наши порты – Ригу, Вентспилс и Лиепаю – приходят грузы из Китая, Америки, которые идут дальше в Россию и страны СНГ, и это уже новый поворот в направлениях грузопотоков. Мы знаем, что бизнес контейнерных перевозок будет развиваться быстрыми темпами. Поэтому только через сотрудничество с другими странами, входящими в «пространство 1520», мы сможем придти к тому, чтобы обеспечить обслуживание увеличивающегося грузопотока.

- Готовы ли страны СНГ и Латвия к новым тенденциям, наметившимся в грузоперевозках? Ведь уже сегодня можно наблюдать многокилометровые автомобильные очереди на латвийско-российской границе…

- Да, мы видим, как на границе Латвии и России стоят очереди грузовых автомобилей, и протяженность этих очередей достигает порой пятидесяти километров. Но это проблема не только Латвии. В этой очереди стоят перевозчики многих стран. Мы, конечно, будем строить новые автомобильные шоссе, новые терминалы, но единственная и реальная возможность разрешить эту сложную ситуацию – увеличить грузоперевозки по железной дороге. С господином Якуниным мы обсудили эти вопросы и, думаю, что в ближайшее время достигнем четкого понимания, каким образом новые транспортные коридоры будут выстроены. В комплексе должны быть решены таможенные и другие вопросы. Я уверен, что именно железная дорога будет тем инструментом, который улучшит ситуацию в бизнесе грузоперевозок в целом.

- А железная дорога и порты справятся с нагрузкой?

- Сегодня мы знаем, что порты еще не готовы обслуживать тот объем грузов, который будет идти в наш регион в ближайшие 5-10 лет. Именно поэтому мы должны инвестировать сотни миллионов как в порты, так и в железную дорогу. В этом смысле Латвия четко определила свою политику. Но если только Латвия будет инвестировать, то ничего принципиально не изменится. Мы должны иметь гарантии, что такие же инвестиции будут вкладываться и в других странах – куда или откуда идут грузы. И если мы не примем в ближайшее время важных решений о создании транспортных коридоров, то все станем заложниками увеличения грузопотока.

- Одной из актуальных проблем является вопрос установления единого сквозного тарифа на грузоперевозки по железной дороге между Латвией и Россией. Что мешает сделать это?

- Не все здесь связано лишь с латвийско-российскими отношениями. Тут вопрос взаимодействия Евросоюза и России в целом. Российская позиция была озвучена уже несколько лет назад, когда железной дорогой руководил господин Фадеев. Тогда министр транспорта РФ господин Левитин на конференции министров транспорта Европы заявил, что тарифы будут выровнены в 2009 году. И сегодня Якунин подтвердил это еще раз, заявив, что Россия будет делать то, что обещала Европе. Я думаю, что надо немножко подождать. Да, был период, когда Россия таким образом защищала свои порты, но когда мы видим, что бизнес развивается, то зачем железной дороге отказываться от доходов, которые могут поступать в ее бюджет? Тем более, мы не просим снижения тарифов – мы говорим об их выравнивании.

- Каких-то практических шагов со стороны Латвии для этого не требуется?

- Мы видим сейчас реальный рост грузов в наших портах, видим, что развивается бизнес контейнерных перевозок. Это приоритет сегодня. Но мы не можем увеличить объемы этих перевозок до многих миллионов, если Латвия и Россия не договорятся, каким образом сотрудничать. Хочу сказать, что во время встречи с Владимиром Якуниным мы четко определили, как будем работать. Все вопросы будут решаться на самом высоком уровне. Ситуация сейчас такова, что не в конкуренции дело. На границе в больших очередях стоят автомашины, но такие же очереди будут на железной дороге, если мы заранее не будем инвестировать в инфраструктуру. И в первую очередь надо концентрироваться на портах.

- Россия тоже развивает свои порты, в том числе и на Балтийском море. Это не отнимет грузы у Латвии?

- Еще раз посмотрите на карту России. Она не может обслуживать все грузы только через свои порты. То, что они максимальную часть возьмут от того, что могут – это факт. Но сегодня миллионы тонн грузов проходят через порты Латвии - сложилась такая ситуация, что наши порты являются неотъемлемой частью экономики России. Если вы будете у немцев спрашивать, какой самый большой порт Германии, то они скажут – Роттердам. А это не Германия. Этим все сказано.

- И все-таки о колее. Латыши уже примериваются к европейскому железнодорожному стандарту?

- У нас нет планов строительства в Латвии узкой колеи. Мы будем инвестировать в широкую, и я уверен, что это решение будет правильным. Потому что создавать альтернативу нам не нужно и не выгодно. Главное, чтобы те грузы, которые идут из наших портов, могли перемещаться по всем странам СНГ, и все страны СНГ знали, что порты Латвии открыты для сотрудничества и там нет никаких проблем с колеей.

Беседовал Евгений Павлов