Posted 16 апреля 2008,, 11:47

Published 16 апреля 2008,, 11:47

Modified 1 апреля, 22:33

Updated 1 апреля, 22:33

Рассмотрение дела блоггера Терентьева началось со скандала

16 апреля 2008, 11:47
Заседание Сыктывкарского суда по делу блоггера Саввы Терентьева прошло в закрытом режиме. Несмотря на "публичность" дела, судья решила проводить заседание не в зале суда, а в своем рабочем кабинете и попросила удалиться из помещения всех лиц, не имеющих отношения к делу.

СЫКТЫВКАР, 16 апреля. Заседание Сыктывкарского суда по делу блоггера Саввы Терентьева 16 апреля прошло в закрытом режиме, передает "КомиОнлайн".

Судья решила проводить заседание не в зале суда, а в своем рабочем кабинете и попросила удалиться из помещения всех лиц, не имеющих отношения к делу. Адвокат Терентьева возразил судье, его поддержал правозащитник Эрнест Мезак, которого в итоге вывели из кабинета судебные приставы. «Был составлен протокол об административном правонарушении из-за невыполнения требований суда, за что предполагается наказание до 15 суток лишения свободы», - рассказал Мезак.

По его словам, требование судьи было незаконным, так как согласно Европейской конвенции суд обязан обеспечить публичное разбирательство уголовных дел. «Причем Сыктывкарский суд «грешит» этим уже не первый раз, - отметил Мезак. - А дело Саввы - резонансное, поэтому непонятно, почему его решили рассматривать в кабинете, тогда как в это же время проходило заседание в зале по делу, совершенно неинтересному для общественности». (фото - "КомиОнлайн")

Сейчас правозащитник находится в одном из участков мирового суда.

Непосредственно в ходе заседания сторона обвинения закончила представление материалов уголовного дела Терентьева. Суд заслушал показания специалиста по информационным технологиям Сыктывкарского университета Александра Иванова. Он высказал мнение, что в определенных ситуациях личный блог может выступать в роли СМИ в зависимости от популярности и количества читателей. Второй свидетель, журналист агентства «Бизнес-новости Коми» Алексей Лазарев дал пояснения о давности и характере взаимоотношений подсудимого и Бориса Суранова, в чьем блоге Терентьев оставил комментарий.

Гособвинитель Лада Лузан представила суду выводы лингвистической экспертизы, выполненной заведующей кафедрой общего и русского языкознания СГУ Натальей Сергиевой. Эксперт показала, что представленный ей на изучение текст является связным, цельным, доступным для понимания любому носителю русского языка.

По мнению Сергиевой, автор текста выразил негативное отношение к сотрудникам милиции, причем сделал это в грубой форме. «Использованные при написании текста языковые единицы применены автором умышленно», - подчеркивает эксперт. Вместе с тем, Сергиева отметила, что по представленному ей для исследования тексту невозможно однозначно указать авторство Терентьева в силу малого объема.

Адвокаты Терентьева обратились с ходатайством о заслушивании показаний в качестве свидетелей ряда известных в Коми и России лиц, имеющих отношение к социокультурной сфере и российскому Интернету. «Композитор Михаил Герцман и режиссер Лариса Иванова способны дать всестороннюю характеристику личности подсудимого.

А Андрей Ткаченко является тем самым блоггером, который оставил в Интернет-дневнике правозащитника Игоря Сажина сообщение о действиях отдела «К» в редакции интинской газеты «Искра» - именно в связи с этим написал свой комментарий Терентьев. В числе прочих лиц, которые защита предложила допросить, значатся руководитель службы блогов Рунета Антон Носик, историк Михаил Рогачев, общественный деятель Леонид Зильберг, ученый-социолог «Левада-центра» и известный блоггер Владимир Трифонов, организовавший в «Живом журнале» опрос по поводу уголовного дела Терентьева.

Судья Сухарева удовлетворила ходатайство защиты в части привлечения к допросу Ткаченко, в отношении остальных предложенных лиц вынесла отказ. «Суд не усматривает необходимости в вызове иных свидетелей. Все материалы, характеризующие данный текст, уже представлены, суд сам дает им оценку», - заявила она.

Напомним, уголовное дело по статье 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства по признакам национальности, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично) было возбуждено против музыканта и блоггера Саввы Терентьева из-за комментария, оставленного им в феврале 2007 года в ЖЖ сыктывкарского журналиста Бориса Суранова. Пользователь terentyev нелестно отозвался о милиционерах, совершающих неправомерные действия, и предложил публично их сжигать.

Этот комментарий был отправлен на лингвистическую экспертизу, в ходе которой в высказывании Терентьева нашли признаки разжигания ненависти к милиционерам, которые, по версии следствия, являются социальной группой.

В феврале 2008 года блоггеру предъявили обвинение. Суд начался 31 марта. На первом заседании Терентьев заявил, что его высказывание относилось не ко всем милиционерам, а только к недобросовестным. К тому же, по словам блоггера, он просто выразил свое мнение, использовав гиперболу. Кроме того, подсудимый принес извинения узникам концлагерей, которых мог задеть своим комментарием.

Адвокаты Терентьева считают, что в действиях их подзащитного отсутствует состав преступления, а уголовное преследование в данном случае является нарушением свободы слова.

Дело Терентьева примечательно тем, что это первый случай в истории российского уголовного права, когда человека судят за комментарий, оставленный в блоге. Если он будет признан виновным, ему грозит крупный штраф либо лишение свободы на срок до двух лет.