Posted 28 апреля 2008,, 21:40

Published 28 апреля 2008,, 21:40

Modified 1 апреля, 22:25

Updated 1 апреля, 22:25

День в истории: родился Александр-Освободитель, умер король ужаса Хичкок

28 апреля 2008, 21:40

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 29 апреля. В этот день в 1818 году родился Александр II, прозванный Освободителем – российский император, старший сын Николая I. Воспитателями будущего императора были генералы Мердер и Кавелин, а также поэт Василий Жуковский, который привил ему либеральные взгляды и романтическое отношение к жизни. Мальчик полюбил смотры, парады, военные праздники и сформировался как человек военный. По "Плану учения" Жуковского, рассчитанному на 12 лет, целью преподавателей являлось "образование для добродетели", ибо "Его Высочеству нужно быть не ученым, а просвещенным". Александр II получил разностороннее образование: владел пятью языками, знал историю, географию, статистику, математику, естествознание, логику и философию.

Выросший в обстановке сердечности и взаимопонимания, Александр II был светским человеком, веселым и храбрым, но с отсутствием сильных желаний, постоянства, воли. По свидетельству фрейлины А.Ф. Тютчевой, "император - лучший из людей. Он был бы прекрасным государем в хорошо организованной стране и в мирное время... ему недостает темперамента преобразователя".

После проигранной Крымской войны (1853 - 1856) во всех слоях общества требовали перемен. Именно тогда появились термины "оттепель" и "гласность". Был закрыт Высший цензурный комитет, и обсуждение государственных дел стало открытым. Объявлена политическая амнистия декабристам, петрашевцам, участникам польского восстания 1830 – 1831 годов.

В 1856 был организован секретный комитет "для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян". Александр II считал, «лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно начнет само собой уничтожаться снизу". В 1861 году была проведена реформа, отменившая крепостное право, но, поскольку Александр преодолевал сопротивление противников реформы и боялся ее адептов, реформа получилась половинчатой. Она не смогла решить вопросов ни земельной собственности, ни личных прав крестьян и подверглась ожесточенным нападкам как справа, так и слева.

Другие реформы, проведенные в царствование Александра II: университетская (1863), судебная (1864), печати (1865), военная (1874); введено самоуправление в земствах (1864) и городах (1870).

Александр II был убежден, что самодержавие - наиболее органичная форма правления в России. В итоге власть стала противодействовать тем силам, которые сама вызвала к жизни. Александр II становится мишенью для террористов-революционеров, на него неоднократно совершались покушения. В результате начался откат назад и переход к охранительным принципам госполитики. 1 марта 1881 Александр II был убит народовольцами, в день, когда он должен был подписать проект широкой программы административных и экономических реформ, разработанный Михаилом Лорис-Меликовым.

29 апреля 1980 года в Лос-Анджелесе скончался Альфред Хичкок - английский и американский кинорежиссер, широко известный мастер жанра «саспенс». В этом коммерческом жанре он сумел создать целый ряд фильмов, признанных шедеврами киноискусства.

Хичкок родился 13 августа 1899 в Лондоне. Закончил инженерное училище, затем изучал искусство в Лондонском университете. Режиссерский дебют Хичкока состоялся в 1925 году в Англии. До отъезда в Голливуд (1939) поставил в Англии 23 картины. Британский период творчества Хичкока отмечен появлением таких фильмов, как «39 ступеней» и «Леди исчезает», где уже выявился его характерный стиль, сочетавший нагнетаемую напряженность с мрачноватым юмором.

Американские работы Хичкока были во многом неровными, однако в фильмах этого периода углублялось содержательность и совершенствовалась стилистика. В ряде картин Хичкок ставил перед собой поистине уникальные технические задачи: в «Спасательной шлюпке» – сведенные до минимума декорации, в «Веревке» – полное отсутствие монтажа, функцию которого выполняет движущаяся камера, в «Окне во двор» – использование долгих планов с целью показать, что видит в соседних квартирах подсматривающий в окно герой.

Хичкок отлично понимал, что зритель склонен идентифицировать себя с экранными героями, и манипулировал этой склонностью с помощью умело выстроенного сюжета и техники «субъективной камеры». В результате зритель подчас становился союзником героя, преследующего морально сомнительные, но по-человечески понятные цели.

В 1979 году Хичкок был удостоен премии Американского киноинститута «За выдающийся вклад в киноискусство».