Posted 8 июля 2008,, 08:00

Published 8 июля 2008,, 08:00

Modified 1 апреля, 21:35

Updated 1 апреля, 21:35

Москва. Дискуссия «Новые туристические скандалы: как обеспечить комфортный и безопасный отдых российским туристам?»

8 июля 2008, 08:00

8 июля 2008 года в информационном агентстве «Росбалт» состоялась дискуссия «Новые туристические скандалы: как обеспечить комфортный и безопасный отдых российским туристам?».

Дмитрий Давыденко, генеральный директор Центра защиты и помощи гражданам России за рубежом и поддержки соотечественников, сообщил, что общее число граждан России, которые не смогли или не смогут в этом году отдохнуть в Анталье из-за банкротства туристической компании Vasko, достигает 6 тыс. человек. Давыденко отметил, что около 1 тыс. россиян прибыли в Турцию по путевкам международной компании «Де-Тур», чьим турецким подразделением является Vasko, и обнаружили, что их отдых не оплачен. В настоящее время, по данным Давыденко, тяжелая ситуация разрешилась благодаря усилиям генерального консульства РФ в Анталье. Часть туристов, так или иначе, размещена в гостиницах, часть уже вернулась домой, — отдых им явно испорчен. Кроме того, около 5 тыс. граждан РФ имеют на руках путевки в Анталью от «Де-Тур» на июль, август, сентябрь или октябрь. Однако в реальности их отдых под большим вопросом. В ближайшее время вероятно объявление «Де-Тур» банкротом, не исключено и возбуждение уголовного дела, отметил Дмитрий Давыденко.

Роман Бобылев, сопредседатель Клуба защиты прав туриста прояснил вопрос относительно денежной компенсации за сорванный отдых: здесь перспективы достаточно мрачные. По закону «О внесении изменений в ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации», пострадавшим положена общая страховая сумма в 10 млн. рублей. Если разделить ее на все 6 тыс. туристов, получится менее 1,5 тыс. рублей на человека, что совершенно несопоставимо с расходами на путевку и авиабилеты. Даже выплата этих мелких сумм тоже находится под вопросом. В лучшем случае, ее произведут через несколько месяцев. Если же против «Де-Тур» будет возбуждено уголовное дело, страховщики могут отказаться платить, поскольку «уголовные риски не страхуются». Бобылев добавил, что туристы могут подавать в суд непосредственно на турагентства, в которых они покупали путевки, не дожидаясь банкротства самого туроператора. По мнению Бобылева, главными пострадавшими окажутся скорее турагентства, поскольку им придется что-то выплатить клиентам, а получат ли они с «Де-Тур», неизвестно.

Петр Шелищ, заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития гражданского общества, председатель Союза потребителей России отметил, что пострадавшие туристы смогут претендовать на свою долю имущества компании-банкрота (каковым она с большой вероятностью окажется). По мнению Шелища, полную сумму понесенных убытков вряд ли кто получит, но приблизительно на половину можно надеяться. Срок разбирательства может составить около года, предположил Шелищ.

Дмитрий Мелёхин, заместитель начальника отдела страхования финансовых и профессиональных рисков страховой компании «Ингосстрах» по данному поводу заметил, что ему известна масса случаев, когда туристы пытались подавать в суд на турагентства, но, как правило, это было бесполезно. Агентство обычно перекладывает всю вину на туроператора. Дмитрий Мелехин заметил, что страховая сумма должна зависеть от оборота туроператора, поскольку, хотя 10 млн рублей – это довольно большая сумма, в случае с таким гигантом, как «Де-Тур» она должна быть в 5-6 раз больше. Мелехин также предположил, что надо создавать гарантийный фонд.

Павел Башнин, заместитель генерального директора по развитию страховой компании «ГУТА – Страхование» выразил сомнение в том, что туристов будет страховать государство за счет средств «Стабилизационного» фонда. Башнин призвал к повышению страховой культуры россиян и развитию добровольного страхования в дополнение к обязательному.

На дискуссии обсуждалась судьба одного из туристов, Виктора Листочкина из Екатеринбурга, у которого в Анталье случилось обострение язвы желудка, и он в коме попал в больницу. Небогатой семье Листочкиных выставили счет на $40 тыс. и предложили авиаперелет домой за 25 тыс. евро. В то же время, по своей медицинской страховке он получил лишь $15 тыс. Собственных средств у семьи практически не было, даже путевкой в Анталью Листочкина премировали на работе.

Точку зрения страхового бизнеса высказал заместитель генерального директора по развитию компании «ГУТА-страхование» Павел Башнин. Он заметил, что случай с Листочкиным удалось разрешить не благодаря Общественной палате РФ, а благодаря доброй воле страховой компании, которая согласилась увеличить страховую выплату. Башнин также напомнил, что представитель страховой компании не может сопровождать жену туриста и следить за тем, какие документы она подписывает, (речь идет о другой компании, Башнин выступал как третье лицо). Как рассказал Павел Башнин, такие несчастные случаи, когда страховки оказывается не достаточно для помощи пострадавшему, бывают всего несколько раз в год. Это тяжелые аварии, черепно-мозговые травмы и т.д. Вот в этих редких случаях, по мнению Башнина, должно вмешаться государство. В остальных же случаях, турист вполне способен застраховать себя сам, надо только не пожалеть сравнительно небольшой суммы денег и как следует разобраться в полисе, предположил Павел Башнин. Он напомнил, что у Виктора Листочкина была обычная «пляжная страховка» на сумму в $15 тыс., которую каждый турист приобретает вместе с путевкой, уплачивая за это $1 в сутки. Сверх этого минимума, турист может приобрести себе добровольную страховку из своих соображений и расчетов. Что касается езды на мотоцикле и тому подобного активного и не вполне безопасного отдыха, то, как отметил Башнин, «пляжной страховкой» они действительно не предусмотрены. Павел Башнин рассказал, что сам он является горнолыжником с 25-летним стажем и всегда покупает дорогую страховку на $200 тыс., уплачивая за это около $1 тыс. в сезон. Эвакуация пострадавшего горнолыжника со склона горы вертолетом стоит около 40-50 тыс. евро, напомнил Башнин.

Участники дискуссии сошлись в том, что законодательная база, регламентирующая туристический бизнес, нуждается в доработке. Они отметили, что необходима государственная поддержка туристов за рубежом через создание особого рода фондов. В случае несостоятельности туроператора, попавшие в беду туристы должны иметь гарантию, что их хотя бы вывезут домой чартерным рейсом.