Posted 27 августа 2008,, 20:29

Published 27 августа 2008,, 20:29

Modified 1 апреля, 20:55

Updated 1 апреля, 20:55

Виноделы не виноваты

27 августа 2008, 20:29
Потребление алкоголя в России продолжает расти. Причем связано это не с вином или водкой, а с пивом. И хотя государство пытается поддержать отечественных виноделов, конкуренцию с пивоварами они не выдерживают.

По расчетам Национальной алкогольной ассоциации (НАА), объем потребления алкоголя в России в январе-июле 2008 года составил 84,7 млн декалитров в пересчете на 100%-ный этиловый спирт и вырос на 2,5% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Доля водки и ликероводочных изделий в общем объеме потребления равняется 49,6%, пива - 35,9%, коньяка — 2,8%, виноградного вина - 6,4%, винных напитков - 3%, плодовых вин - 0,7%, шампанских и игристых вин - 1,7%.

Как отметили в НАА, доля виноградных вин выросла с 5,3% до 6,4%, доля шампанских и игристых - с 1,3% до 1,7%. В целом, у российского виноделия хорошие перспективы, но есть и свои угрозы.

Прошедшее 19 августа в Минсельхозе совещание показало, что целевая программа развития виноградарства и виноделия на 2008–2010 годы выполняется по плану. В нынешнем году запланировано засадить виноградниками 9235 га - в Краснодарском и Ставропольском краях, Дагестане и Ростовской области. В целом же задача программы — увеличить объемы производства виноградного вина в 2010 году по сравнению с 2006-м с 470 до 787 млн л, в том числе из собственного сырья – с 147 до 180 млн л; шампанских и игристых вин – с 154 до 195 млн л, из собственного сырья – с 25 до 35 млн дал.

По данным агентства Symbol-Marketing, расходы россиян на приобретение вина растут с каждым годом. «Если в 2004 году население потратило на приобретение виноградных и плодово-ягодных вин (кроме крепленых и игристых вин) 22,4 млрд руб., в 2005 году – 29,2 млрд руб., то в 2006 году – 32,4 млрд руб», - говорится на сайте компании.

Самой главной угрозой для российских виноделов до недавнего времени была перспектива вступления России в ВТО (и, как следствие, снижение таможенных пошлин и цен на импортную продукцию). Собственно, целевая программа поддержки отечественного виноделия и появилась как одна из контрмер, призванных смягчить «болевой шок» от новых условий деятельности в рамках международной торговой организации. Однако после заявления главы МИД РФ Сергея Лаврова 26 августа перспективы вступления в ВТО весьма туманны. «Мы в любом случае вступим в ВТО, но на нормальных условиях, а не на каких-то дискриминационных условиях. Период до этого вступления пойдет на пользу нашему производителю», — заявил Лавров.

Впрочем, у виноделов есть проблемы и без ВТО. «Проблема производства фальсифицированного алкоголя остро стоит уже не первый год, - говорится в материалах Symbol-Marketing. - По итогам 2006 года производство виноградного вина в РФ, по данным Росстата, выросло на 49% и с учетом импорта составило 74 млн декалитров, при этом объем потребленного вина за этот же период составил 81 млн дкл. «Неучтенные» как минимум 7 млн декалитров лишний раз подтверждают существование данной проблемы».

«Сегодняшнее законодательство и администрирование алкогольной продукции в стране позволяют делать вино неизвестно из чего», - со своей стороны заявляет председатель совета директоров «Миллеровского винзавода», замруководителя подкомитета по алкоголю в ТПП РФ Леонид Попович.

Правда, этим летом Национальный союз участников алкогольного рынка (СУАР) совместно с Всероссийским НИИ пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности» (ГУ ВНИИ ПБ и ВП) разработали проект ФЗ «Технический регламент на винодельческую продукцию, ее производство и оборот». Цель разработки - установить единые обязательные требования к винодельческой продукции и процессам ее производства, хранения, транспортирования, реализации и утилизации.

Как сообщили «Росбалту» в СУАР, данный документ будет полезен для участников рынка хотя бы потому, что предлагает четкие правила игры и «упреждает возможные административные барьеры». При этом в Союзе виноградарей и виноделов России сообщили, что, поскольку правительство РФ держит вопрос с отраслевыми техрегламентами на контроле, вероятность быстрого принятия данного ФЗ весьма велика.

Впрочем, как отметили в Союзе виноградарей, интенсивность борьбы с контрафактом в России определяется не наличием или отсутствием регулирующих документов, а желанием правоохранительных органов. То есть сам по себе любой закон преграду контрафакту не создаст.

Еще одна угроза виноделам — конкуренция со стороны производителей других алкогольных напитков. «На 1 л выпитого виноградного вина, на 30% состоящего из фальсифицированных виноматериалов, придется 2,4 л (легальной и нелегальной) водки, которая на 38,5% состоит из нелегального спирта, и 15,5 л пива, - говорится в аналитических материалах Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА). - При неравных созданных для приоритетного развития рынка пива условиях в России мы и имеем такую однобокую структуру потребления низкоалкогольной продукции».

«Подобного подхода нет ни в одной развитой стране, так как там государство выправляет ситуацию, обеспечивая наличие в розничной продаже дешевых качественных народных вин (даже путем дотаций производителям вина – в Европе до 1 евро на 1 л вина), способных конкурировать с пивом», - сетуют аналитики.

В России же, по данным НАА, общий рост потребления алкоголя связан не с вином или водкой (потребление последней даже несколько снижается), а с пивом, доля которого с 2005 года в пересчете на абсолютный алкоголь выросла с 29,5% до 35,9%.

Игорь Чубаха