Posted 28 октября 2008,, 09:00

Published 28 октября 2008,, 09:00

Modified 1 апреля, 20:05

Updated 1 апреля, 20:05

Санкт-Петербург. Пресс-конференция «Русский танец сегодня»

28 октября 2008, 09:00

28 октября 2008 года в информационном агентстве «Росбалт» состоялась пресс-конференция «Русский танец сегодня», посвященная открытию II Всероссийского фестиваля русского танца.

Участники встречи сообщили о том, что 3-4 ноября в Санкт-Петербурге состоится II Всероссийский фестиваль русского танца. Фестиваль проходит при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга, его организаторами выступают Общероссийская танцевальная организация, Санкт-Петербургская федерация современных и эстрадных танцев, Ленинградский областной колледж культуры и искусств. Предваряет открытие Фестиваля концерт во Дворце молодежи, который могут бесплатно посетить все желающие 2 ноября в 18:00. В программу Фестиваля входит: открытый 2-й всероссийский конкурс русского танца (3 ноября), фестиваль народного танца (4 ноября), семинар-практикум по русскому танцу (30-31 октября, 1 ноября); конгресс по проблемам сохранения и развития танцевального наследия русского и народного танца (2 ноября).

Завершится Фестиваль гала-концертом, который состоится 4 ноября в 18 часов в театрально-концертном зале имени Дзержинского.

Ралиф Шакиров рассказал, что идея организации Фестиваля, посвященного Дню народного единства, принадлежит Николаю Бурову, который справедливо полагал, что культурная столица должна восполнить отсутствие в стране всероссийского конкурса русского танца. Успех прошлого года, когда в наш город приехали танцевальные коллективы из 22 регионов страны, придал оптимизма и энергии устроителям в подготовке Фестиваля 2008 года и обернулся экономической поддержкой петербургского комитета по культуре. Шакиров отметил, что профессиональные танцевальные коллективы и оркестры народных инструментов восхищают мастерством, но не звучат на свадьбах и вечеринках гармошки и балалайки, не танцует молодежь кадриль. Народному танцу не учат в школах. Русская культура становится для детей чужеродной, вместе с этим уходит из их души частица национального самосознания. Конечно, одним только фестивалем делу не помочь, он – лишь отправная точка для решения задачи, требующей массы совместных усилий.

Анастасия Лабутина сообщила, что в конкурсе, в жюри которого входят авторитетные специалисты из разных точек страны, примут участие три возрастные группы – детская, юношеская и взрослая. Бороться за звание лучших могут и профессиональные и самодеятельные коллективы. Большая доля участия в конкурсе самодеятельных коллективов (90%) объясняется удачным совпадением даты проведения фестиваля со школьными каникулами, а профессиональные коллективы преимущественно заняты в проходящих по всей стране празднествах по случаю Дня народного единства.

Предполагается, что в этом году будет представлено 30 регионов России вплоть до коллектива Камчатки, который прибудет «если только авиабилеты, которые у них на руках, будут действительны», уточнила Лабутина.

Ольга Магда, говоря об особенностях русского танца, отметила, что его отличает высокая сложность. Вспоминая выступления ансамбля народного танца Моисеева, она указала, что «сходу такому не научишься. Такие трюки может сделать только тот, кто занимается этим с детства». В нашем регионе специалистов-хореографов по русскому танцу готовят 3 учебных заведения - институт культуры, университет профсоюзов и областной колледж культуры и искусства. По опыту прошлого года можно сделать вывод, что Всероссийский семинар-практикум по русскому танцу, директором которого является Ольга Магда, очень востребован. Он, по сути, является краткосрочными курсами повышения квалификации хореографов России по теме «Обучение русскому танцу в детских хореографических коллективах, многообразие русского танца». Среди мастеров русского танца, которые будут делиться с коллегами своим опытом, Ольга Магда отметила Н.И. Заикина, ведущего педагога кафедры хореографии Орловского университета культуры. Она представила участникам встречи его 2-х томный труд «Областные особенности русского танца» пояснив, что культура русского танца необыкновенно богата и разнообразна. «Танец нельзя назвать просто русским, есть танец Орловской, Псковской, Рязанской и других областей. Ребята, изучая эти направления, понимают, какое существует многообразие рук, корпуса, ног, а самое главное — манеры и характера исполнения». Говоря о профессиональном занятии танцами, Ольга Магда рассказала, что в Санкт-Петербурге известностью пользуются три профессиональных коллектива, в основном работающих для иностранных туристов. По хореографии номеров их программы разнообразием не отличаются. При этом Ольга Магда указала, что, создавая новые номера русских танцев, хореографы-постановщики испытывают большие трудности с подбором музыкального сопровождения. Она поделилась впечатлениями от зарубежных гастролей коллектива колледжа и рассказала, что русский танец всегда тепло принимается зрителями и вызывает их желание тут же поучаствовать в мастер-классе «покрутить шаль, научиться элементам русского танца - ковырялочкам, моталочкам, присядкам».

Артур Кондраков заметил, что с русским танцем сложнее всего дело обстоит в области взрослого любительского занятия танцами. Говоря о возрастающем интересе в России к танцевальной культуре Востока, Латинской Америки, европейских стран, он выразил надежду, что культурный обмен будет равноценным. «Но сначала, наверное, мы сами должны чуть-чуть больше полюбить свои культурные корни, и когда сделаем это от всей души, сможем увлечь и других. Тогда русский танец затанцуют и в Турции и в Латинской Америке и во всем мире». Переводя вопрос в практическую плоскость, Артур Кондраков отметил, что в программе клуба «Текила Данс» недавно появились занятия по народным танцам с элементами обучения русскому танцу. Это направление получило развитие благодаря усилиям Натальи Соом, лауреата премии ЮНЕСКО, преподавателя чрезвычайно популярных восточных танцев. На очереди стоит вопрос об открытии в клубе группы русского народного танца.

Сергей Рыбин отметил, что, несмотря на усилия, предпринимаемые правоохранительными органами, волна преступлений на межнациональной почве не затихает. Он полагает, что кардинально улучшить ситуацию может только обращение к культурной сфере людей, изменяющее отношение к межэтническим проблемам. Также изменение ситуации с некорректным поведением некоторых рядовых сотрудников ГУВД и ГИБДД Рыбин связывает с работой над повышением их культурного уровня. Поэтому культурный центр ГУВД, который он возглавляет, открыт для предложений и стал основной площадкой для проведения Фестиваля русского танца.